Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак рассказал  о развитии нефтегазовой отрасли на северных территориях.

По словам главы энергетического ведомства, политика в отношении северных территорий базируется на том, что освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий – важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового комплекса России. Александр Новак отметил, что энергетика стала одним из приоритетных направлений деятельности  Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которая была образована Указом президента в 2015 году.

«В рамках профильной рабочей группы мы, в частности, рассматриваем вопросы господдержки проектов по освоению ресурсов углеводородов Арктике, развитию нефтегазового машиностроения для северных территорий, обеспечению судами и морской техникой шельфовых проектов. В настоящее время идет формирование портфеля перспективных арктических проектов, в который уже включено порядка 150 проектов, в том числе в сфере добычи и переработки полезных ископаемых – более 48 %, геологоразведки – 7 %, реализации проектов на шельфе – 7 %, промышленности и энергетики – по 5 %. Общая стоимость – почти 5 трлн рублей, при этом большая часть средств – около 4 трлн рублей – приходится на внебюджетные источники», - пояснил он.

Министр также отметил, что в течение многих лет Россия занимает ведущие позиции на мировом рынке углеводородов, поэтому в будущем Россия вполне сможет обеспечить значительную часть растущих мировых потребностей в нефти и газе, в том числе за счет Арктической зоны, ресурсный потенциал которой составляет более 35 млрд тонн нефти и 210 трлн м3 газа.

«Мы уверены, что поддержка геологоразведки и добычи углеводородов в Арктике – залог будущего отечественной нефтегазовой отрасли», - подчеркнул Александр Новак.

Глава Минэнерго рассказал, что для поддержки опорных зон в Арктике ведется  работа по совершенствованию нормативной правовой базы, рассматривается возможность распространения режима территорий опережающего социально-экономического развития и механизмов, применяемых на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, на Арктическую зону России, а также проделана большая работа в части налогового законодательства.

Кроме этого, Александр Новак отметил, что важным условием развития экономики Арктики является надежная транспортировка грузов, в том числе для нужд ТЭК.

«В этой связи мы активно развиваем самую северную транспортную артерию в мире – Северный морской путь (СМП). Этот транспортный коридор – единственная на сегодняшний день альтернативамаршрутам через Суэцкий и Панамский каналы – позволяет значительно сократить сроки доставки, а также отличается высокой степенью надежности. Согласно расчетам, исходящие грузопотоки углеводородного сырья по СМП к 2020 году достигнут 27, млн тонн в год, а к 2025 году уже превысят 77,8 млн тонн в год», - сказал он.

Также Александр Новак напомнил о запуске на полную мощность завода «Ямал СПГ», который предусматривает производство до 16,5 млн тонн СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения, а также о том, что запланировано строительство еще одного завода по производству СПГ на полуострове Ямал – «Арктик СПГ-2» на базе Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазоконденсатных месторождений.

«При реализации обоих проектов в полном объеме производство СПГ в Арктической зоне к 2035 году составит 33 млн тонн в год. То есть это существенный объем», - добавил он.

Министр рассказал и о перспективах развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна. В первую очередь, они связаны с морским портом Сабетта, портовой инфраструктурой реки Енисей, а также с комплексным развитием Мурманского транспортного узла. По его словам, эти объекты уже сейчас являются точками роста для арктических регионов.

«Сегодня порт Сабетта – крупнейший из всех действующих на СМП – функционирует в полном объеме. Терминал по большей части экспортно ориентированный, что важно для развития потенциала отечественной энергетики за рубежом. Также успешно работает Мурманский круглогодичный глубоководный порт с огромными логистическими мощностями, который по итогам 2018 года вошел в ТОП 5 по грузообороту», - сказал глава энергетического ведомства.

Как отметил Александр Новак, за 2018 год грузооборот порта составил порядка 60,687 млн тонн, что на 18 % больше, чем в 2017 году. По расчетам, к 2020 году этот показатель достигнет более 80 млн тонн.

Глава Минэнерго также подчеркнул, что для развития проектов СПГ ведется проработка вопроса создания центров по перевалке и хранению СПГ в Мурманской области и в Камчатском крае, которые будут способствовать увеличению грузооборота Северного морского пути. Также для достижения транзитных целей в развитии СМП предлагается строительство глубоководного района Архангельского морского порта, модернизация портов на трассе СМП (Тикси, Певек, Анадырь).

«Сегодня большие надежды связаны с развитием нефтегазовых провинций Арктики, а также наземной транспортной инфраструктуры. Новые промышленные кластеры возникают на базе ряда нефтяных и нефтегазовых месторождений – Приразломного в Печорском море, Харьягинского в Ненецком АО, Новопортовского в Ямало-Ненецком АО и Ванкорского в Красноярском крае. В начале прошлого года реализовано строительство самого северного магистрального нефтепровода России Заполярье –Пурпе – Самотлор мощностью 32 млн тонн в год. Проект обеспечивает прием в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений Арктической зоныдля дальнейшей поставки на НПЗ, а также на внешние рынки», - рассказал он.

Александр Новак отметил, что задача развития добычи углеводородов в Арктике, в большей степени касается нефтяных запасов и носит перспективный характер. Ее решение призвано обеспечить достаточную добычу углеводородов в стране в будущем, компенсируя неизбежный спад добычи на традиционных месторождениях, а также стимулировать развитие компетенций и промышленности по созданию оборудования и технологий для разведки и добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа. 

«Мы видим, что усилия государства по развитию нефтегазового сектора Арктики постепенно конвертируются в видимый результат – из года в год здесь увеличивается добыча углеводородов, создаются и тестируются необходимые технологии, развивается кадровый потенциал. За последние несколько лет удалось существенно повысить привлекательность нефтегазодобычи в этом регионе. Поэтому инвестиции в Арктику будут продолжены, как и активное участие и поддержка государства». – заключил министр энергетики РФ.