Критерии выдачи экспортных субсидий на транспортировку машиностроительной продукции могут быть изменены, рассказал "Ъ" источник в одном из автоконцернов и подтвердили другие участники рынка. Постановление правительства N496 от 26 апреля вводит три уровня льгот в зависимости от происхождения и условий производства продукции. Так, государство компенсирует 80% затрат на транспорт, если у компании есть подтверждение производства продукции (выдает Минпромторг при доказательствах выполнения определенных технологических операций в РФ) или специальный инвестконтракт (СПИК, есть у Mazda Sollers и Daimler). Если у компании есть сертификат о происхождении товара на партию (с 1 января 2018 года), компенсируется 60% затрат, и 20% — если она участвует в соглашениях о промсборке в РФ. В 2016 году участники промсборки могли претендовать на компенсацию 80% затрат.

В бюджете на 2017 год и 2018-2019 годы под экспортные субсидии заложено 11,8 млрд руб. По данным Российского экспортного центра, в первом квартале экспорт легковых машин вырос на 28%, до 18,4 тыс. штук, грузовиков — на 14%, до 2,9 тыс. штук, автобусов и спецтранспорта — до 666 штук с 595 машин.

По словам источника, постановление N496 вышло без достаточного согласования с профильными ведомствами, и в мае в правительстве стали работать над новой редакцией.

Теперь предлагается только два вида льгот — 60% и 80%. Затраты в размере 80% будут компенсироваться владельцам СПИКов, а также на определенные модели с локализацией выше 50%, на которые концерны должны получить сертификат о происхождении товара на партию (СТ-1). Источник подчеркивает, что это условия для автопрома, для иных отраслей предлагаются другие правила. Затраты в размере 60% компенсируют владельцам промсборки, которая соответствует условиям постановления N719 (вводит перечень технологических операций, выполнение которых дает право продукции считаться российской). По словам собеседника, последнее условие позволяет не допустить к получению субсидий, например, китайские автоконцерны с крупноузловой сборкой.

Исходя из обеих редакций постановления, получается, что Минпромторг на фоне переизбытка сборочных мощностей и дефицита спроса на автомобили в РФ дает меньшие субсидии тем, кто уже построил здесь заводы и вложил значительные средства. По мнению одного из участников рынка, министерство таким образом стимулирует концерны с подходящими к концу соглашениями о промсборке к заключению СПИКов. Сейчас между ведомствами идет борьба: Минэкономики готовит свою версию "третьей промсборки", а Минпромторг настаивает, что новый режим привлечения инвесторов в автопром надо реализовать с помощью СПИКов.

В Минпромторге заявили, что главная задача изменений — "ликвидация возможности спекуляций по получению субсидий за счет конкретизации коэффициентов и формулирования четких требований к предприятиям" (прежде всего по уровню локализации). Кроме того, увеличены срок и период субсидирования: теперь можно обратиться за субсидией за 2016 год не только в этом году, но и в последующие. В Минэкономики сообщили, что новую версию постановления правительства готовит Минпромторг, отметив, что согласовали документ.

По словам нескольких собеседников в автоконцернах, заявки на субсидии по новым правилам никто из компаний еще не подавал. "Когда новые правки примут, тоже непонятно",— говорят в одной из компаний. Источник в другом концерне подтвердил, что постановление пересматривают, но "изложенная схема — это один из обсуждаемых вариантов: хотели убрать коэффициент 0,2 и сделать только 0,8 и 0,6 без привязки к годам, введя критерий по наличию соглашения по промсборке". Впрочем, помимо этого было еще несколько вариантов градации скидок, рассказывает он, "на обсуждении с производителями ни о чем не договорились, сейчас ждут, какую схему примут в Минпромторге и передадут на утверждение в правительство".