Для сокращения затрат и поиска новых рыночных возможностей поставщики и потребители специальных химических продуктов все чаще обращают свои взгляды на Восток. В частности, те, кто связан со специальными биоцидами и специальным химическим сырьем, возлагают свои надежды на гигантов азиатского рынка Индию и Китай как на средство получить преимущество перед конкурентами.

«Азия уже стала самым быстрорастущим рынком как с точки зрения спроса, так и предложения. Кроме того, она превратилась в источник дешевых химикатов-дженериков и химического сырья, — говорит Gillian Morris, менеджер по промышленности в отделе химических исследований консультационной фирмы Kline & Company. — Китай и Индия и дальше будут опережать другие страны, открывая все новые возможности и представляя все более серьезную угрозу глобальным поставщикам специальных химических продуктов».

За последние пять лет Китай и Индия опередили США и Европу по росту национального валового продукта. Эта тенденция сохраняется и сейчас. По данным международного валютного фонда, рост валового продукта Индии в 2004 году прогнозируется на уровне 5,9%, а Китая — 7,5%. Уже долгое время инфляция в Китае остается незначительной. В Индии она практически отсутствует с 1999 года. Все это превращает упомянутые страны в привлекательные альтернативы для зрелых рынков США, Европы и Японии. В частности, Китай уже стал серьезным конкурентом для западных поставщиков химической продукции, но, тем не менее, с укреплением его индустриальной базы и дальнейшим ростом населения появляются новые возможности для удовлетворения спроса на биоциды.

«По мере того, как Китай увеличивает объемы промышленного производства, он будет все больше нуждаться в биоцидах, применяемых в средствах для обработки воды, адгизивах и герметиках, жидкостях, используемых при обработке металлов, а также в красках, покрытиях и других продуктах, включая косметические средства и туалетные принадлежности. Учитывая тот факт, что китайская экономика открыта для внешней торговли и инвестиций, западные компании, выбравшие правильную стратегию выхода на китайский рынок, могут преуспеть в этой стране», — сказал Gillian Morris.

Одновременно он предостерег: эта стратегия должна предусматривать и защиту от продуктов-дженериков.

«Как и на международных рынках, новые продукты на китайском рынке будут испытывать существенное ценовое давление со стороны аналоговых средств, произведенных внутри страны. Это особенно касается биоцидов», — сказал Gillian Morris.

Спрос на специальные химикаты и сырье растет и в Индии, особенно в области производства косметики и туалетных принадлежностей. Фактически объемы производства в индийской косметической и туалетной промышленности, розничный рынок которых оценивается фирмой Kline в 150 млрд рупий (3-4 млрд долларов), за последние пять лет росли в среднем на 10% в год.

«Учитывая рост доходов на душу населения, сопровождающийся уменьшением акцизных сборов, мы ожидаем, что в ближайшие годы эти внушительные темпы роста сохранятся или даже повысятся», — заявил Gillian Morris.