Почти две трети рабочих мест, созданных «Транснефтью» при реализации нефтепроводных проектов в последние 10 лет, приходится на восточные регионы страны. Об этом глава компании Николай Токарев рассказал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Но несмотря на активное развитие мощностей, ориентированных на Азию, спрос на них далеко не закрыт, отмечают эксперты. Часть российской нефти пока приходится поставлять через Казахстан, а многие участки на восточном направлении уже серьезно загружены. 

За последние 10 лет «Транснефть» построила 19 тыс. км линейных трубопроводов, сообщил Николай Токарев на встрече с главой государства 30 марта. 

— Создано порядка 13,5 тыс. рабочих мест, из них 9 тыс. — это Восточная Сибирь, Приморье, Хабаровский край, Амурская область, — отметил председатель правления компании.

Среди наиболее значимых проектов он назвал первую и вторую очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), Балтийскую трубопроводную систему, а также самый северный в России нефтепровод «Заполярье–Пурпе» и продолжающий его отрезок «Пурпе–Самотлор». Кроме того, Николай Токарев упомянул проект «Куюмба–Тайшет», построенный для поставок нефти с месторождений Красноярского края на экспорт, и отвод от ВСТО «Сковородино–Мохэ», ориентированный на Китай.

В том числе об этих проектах говорил на встрече с президентом 29 марта министр энергетики Александр Новак. Он напомнил, что нефтепровод «Заполярье–Пурпе» связал месторождения севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа с нефтетранспортной системой страны.

— Это позволило нам также обеспечить соединение этих месторождений и поставку этих энергоресурсов как в западном направлении, так и в восточном направлении, — подчеркнул он.

Развитие нефтепроводного транспорта России сегодня смещается на восток, отметил в беседе с «Известиями» заведующий сектором «Мировой нефтяной рынок» Института энергетики и финансов Александр Титов. По словам эксперта, в Европе спрос на черное золото сейчас почти не растет, к тому же для ключевого игрока рынка — «Роснефти» — азиатское направление более привлекательно с экономической точки зрения. Компания заключала долгосрочные контракты с Китаем еще несколько лет назад, при высоких ценах на нефть, напомнил Александр Титов.

Тем временем отдельные участки нефтепроводов, ориентированных на азиатские рынки, уже сейчас серьезно загружены, заметил он. Главной и фактически единственной нефтяной артерией, по которой сырье идет в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), остается ВСТО.

Часть транзита на Азию идет через соседнюю страну, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

— Пока у нас не получается наладить экспорт только через ВСТО, приходится оплачивать Казахстану транзитные услуги, — сказал он. 

В ближайшие пару лет мощности обещают нарастить. Так, к 2020 году предусмотрено расширение нескольких участков ВСТО. Пропускную способность на отрезке «Тайшет–Сковородино» доведут до 80 млн т нефти в год, на «Сковородино–Козьмино» — до 50 млн т. Ранее предполагалось, что на эту мощность трубопровод выведут только к 2030 году. Но в итоге сроки резко сократились из-за интереса к российскому топливу в АТР и развития Восточной Сибири.

Нынешние планы «Транснефти» в целом адекватны запросам рынка, считает Александр Титов. Отсрочки с запуском проектов могли бы привести к дефициту мощностей на азиатском направлении, но пока развитие трубопроводной системы шло в основном без задержек, подчеркнул эксперт.