«Транснефть» рассматривает возможность строительства нефтепродуктопровода от Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Белоруссии до порта Усть-Луга в Ленинградской области, заявил вице-президент компании Сергей Андронов. Длина ответвления должна составить 800 км, мощность — до 5 млн тонн дизельного топлива в год. Сейчас белорусское дизтопливо экспортируется в Западную Европу через балтийские порты, в основном латвийский Вентспилс. Туда топливо доставляется по железной дороге. Если проект «Транснефти» будет реализован, нефтепродукты пойдут через российский порт, при этом белорусский бюджет может лишиться взимаемой с них экспортной пошлины. По словам Сергея Андронова, помимо Белоруссии новая труба могла бы также взять на себя часть объемов топлива с НПЗ европейской части России, не подключенных к нефтепродуктопроводу «Север» (Кстово—Ярославль—Кириши—Приморск).

Сейчас Россия поставляет Белоруссии нефть беспошлинно, поставки в 2016 году должны достигнуть 24 млн тонн. При этом Белоруссия оставляет в своем бюджете экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из этой нефти. По данным Белстата, в прошлом году белорусские НПЗ произвели около 8 млн тонн дизтоплива, за январь—октябрь этого года — 6,8 млн тонн. На российские нефтекомпании, работающие в Белоруссии по давальческой схеме, приходится не более четверти этого объема. Если проект «Транснефти» будет осуществлен, то экспорт с территории Таможенного союза будет осуществляться из России, а не из Белоруссии, что приведет к сокращению доходов местного бюджета в пользу бюджета России. По расчетам “Ъ”, даже при текущей цене на нефть ($44 за баррель) каждый 1 млн тонн белорусского дизельного топлива, экспортированный из Усть-Луги, принесет российскому бюджету $42,4 млн пошлины.

Однако перспективы проекта пока неясны. «Мы вели предварительные переговоры с нефтяными компаниями, но основной вопрос — это ресурсная база,— рассказал  пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин.— Пока мы видим возможность транспортировать 5 млн тонн дизтоплива в год, но для окупаемости трубы нужно около 10 млн тонн». Он добавил, что дополнительные объемы дизтоплива могут появиться в ходе дальнейшей модернизации НПЗ. Кроме того, на ресурсную базу может положительно повлиять решение о дерегулировании тарифов на прокачку по нефтепродуктопроводам — сейчас тариф жестко увязан с тарифом на железнодорожную перевозку нефтепродуктов с коэффициентом 0,7. В крупнейших российских нефтекомпаниях комментариев не предоставили.

По мнению Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», российским компаниям, возможно, придется поставлять дизельное топливо совместно с белорусскими партнерами, чтобы полностью заполнить новый нефтепродуктопровод. Новый маршрут может быть выгоден с учетом того, что в настоящее время нефтепродукты с белорусских НПЗ отгружаются только по железной дороге, а в тарифах до прибалтийских портов есть существенная валютная составляющая.