Первый вице-премьер Андрей Белоусов считает, что России нужно определиться, по какому пути пойти в вопросе трансграничного углеродного регулирования. Он назвал два варианта — ввести оборот квот на выбросы или налоговое регулирование парниковых выбросов.

Господин Белоусов выступил с предложением на совещании с министерствами и бизнесом, передает РБК. Как сообщал «Ъ», на этом совещании обсуждался проект плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года.

Первый вице-премьер, рассуждая о том, как Россия может «вписаться в трансграничное углеродное регулирование», предложил эту «фундаментальную развилку» — между квотами и налоговым регулированием. «Нам нужно для себя определиться, что для нас более приемлемо, более выгодно»,— сказал он.

Глава Минэкономики Максим Решетников сообщил на совещании, что Россия не воспринимает планируемый углеродный налог ЕС как фактор «торговой войны». Это значит, что Россия не будет делать ставку на оспаривание нормы в ВТО и на введение собственных протекционистских мер.

Председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов заявил, что радикальное сокращение выбросов углекислого газа при производстве стали может привести к росту себестоимости стали в два раза. Господин Белоусов на это отметил, что «мы ничего не получим от этого роста цен» и что «всю дельту от повышения цен европейцы, конечно, соберут с экспортеров, с российских компаний через трансграничный углеродный налог».

Замглавы Минфина Алексей Сазанов рассказал о переговорах с Еврокомиссией. По его словам, у ЕС жесткая позиция и для освобождения от уплаты углеродного налога ЕС можно будет использовать только прямой верифицируемый платеж за углерод в России.

Проект плана действий по реализации «низкоуглеродной» стратегии развития РФ до 2050 года, разработанный Минэкономики предполагает рост выбросов до 2030 года на 0,6% и их снижение на 79% от уровня 2021 года (на 89% от уровня 1990 года) к 2050 году.

Спецпредставитель президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс заявил, что введение в России платы за углеродные выбросы как можно скорее – это единственный способ нейтрализовать негативные эффекты «углеродного налога».

Чубайс отметил, что плата за выбросы углерода – самый тяжелый и «мучительный» вопрос. По его словам, звучат предложения, что нужно сначала провести пилотный проект на Сахалине и по его результатам принимать дальнейшие решения, однако, по мнению Чубайса, это нужно соотносить с факторами, на которые российские власти повлиять не могут, например, трансграничный углеродный налог.

Чубайс напомнил, что Европарламент предложил перенести начало взимание налога с 2026 на 2025 г. и убрать льготы для европейских производителей по предоставлению бесплатных квот на выбросы к концу 2028 г. вместо 2035 г. По мнению спецпредставителя президента, льготы отменят в 2030 г.

«Что это означает? У них [европейцев] сейчас цена на бирже — $100 за тонну углекислого газа. 50% квот бесплатны, то есть эффективная ставка — $50 за тонну. К 2030 году она будет $100, если не считать динамики. Если вы сейчас положите $100 [в расчет потенциальной цены углерода для российской экономики], это будет совсем другая жизнь», — отметил Чубайс. Сейчас квота на выброс парниковых газов в системе EU ETS составляет 91 евро, или $104 за тонну углекислого газа, пишут Ведомости.

Чубайс заявил, что предложение сначала провести эксперимент на Сахалине, а затем принимать решение, приведет к большим платежам в бюджет ЕС. «То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза», — подчеркнул он. По его мнению, избежать этого можно только выйдя на «принципиальное решение» в 2022 г. и его реализацию в 2023 г. Федеральный бюджет на 2024-2027 гг. должен быть сформирован с учетом такого решения.

По подсчетам Чубайса, даже при цене за углерод для России в $10 за 1 т при российском объеме выбросов сумма составит 1,5 трлн руб., при цене в $1 – 150 млрд руб. Столько российский бизнес может заплатить за вредные выбросы в рамках движения к декарбонизации.