бензин

Цены на бензин планируется укрощать сразу на двух флангах топливного рынка: нефтяном и торговом. Если предложенные проекты воплотятся в жизнь, литр в рознице в некоторых регионах может подешеветь в два раза.

Уже получило принципиальное одобрение введение налога на финансовый результат (НФР) как способ стимулирования добычи в нефтяной отрасли. В течение этой недели он будет окончательно рассмотрен на заседании правительства. По мнению экспертов "РГ", эта мера позволит добывать больше нефти и сдерживать рост цен на бензин.

Новый сбор призван заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и будет работать при 30-процентной (от сегодняшнего уровня) экспортной пошлине - с 2017 года.

Схема такая. Если компания получает чистую прибыль при разработке месторождения, то она платит налог, если же получается убыток на этапе обустройства месторождения (обычно это первые 5 лет), то сбор не платится вообще. Предлагается зафиксировать его ставку в 60 процентов от полученной прибыли.

Однако этот вариант еще не закреплен окончательно. Есть идея "обкатать" новый вид сбора будет на так называемых пилотных месторождениях, список которых в настоящий момент готовят заинтересованные стороны.

Сейчас, грубо говоря, "ставка" - 100 долларов прибыли с тонны нефти (считалось, что эта прибыль позволит компании функционировать и развиваться). Но эта цифра зафиксирована достаточно давно и не была все-таки оформлена официально, а скорее фиксировалась как некий усредненный для отрасли показатель.

Исходя из этого показателя, рассчитываются НДПИ и другие отраслевые налоги. Переход на налог на финансовый результат, считают в ряде нефтяных компаний, позволит отрасли не допустить серьезного падения доходов при падении добычи нефти.

Что касается налога на финансовый результат, сама по себе идея совершенно правильная. Та система налогообложения, которая работает сейчас, свою задачу по искоренению коррупции в нефтяной отрасли уже решила, напомнил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "Налоговый маневр никаких серьезных положительных моментов не дал. Поэтому реформа через налог на финансовый результат действительно необходима", - считает эксперт.

При этом одним из важных результатов введения нового налога будет защита внутреннего рынка от влияния внешнего. "По идее все придет к тому, что цена на бензин внутри России не будет так серьезно зависеть от цен на нефть на мировом рынке, как мы это наблюдаем сейчас. А сегодня она напрямую зависит через НДПИ", - напомнил он.

При этом эксперт подчеркнул, что по его личному мнению идея обкатать налог на пилотных месторождениях не очень хороша, так как это создает условия для коррупции. "Более рационально было бы не выбирать конкретные месторождения, а взять конкретную компанию, которая имеет месторождения на многих стадиях разработки, и на ней изучить опыт введения нового налога", - предложил он.

Напомним, что во время обсуждения нового сбора позиции задействованных в нем ведомств часто серьезно отличались друг от друга. Так, например, Минприроды предлагало ввести так называемый раздельный учет добычи нефти, то есть отдельно учитывать доходы и расходы. В свою очередь Минфин разглядел в этом предложении риски занижения налоговой базы и предложил на каждом из месторождений вводить отдельную систему сбора и подготовки нефти. А это предложение не устраивало уже нефтяников и Минэнерго, которые подсчитали, что финансовые затраты в итоге сведут к нулю эффект от введения налога на финансовый результат.

Тем временем экспорт нефти в денежном выражении снизился в январе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 42 процента, информирует Федеральная таможенная служба. Хотя физический объем вырос на 8,5 процента. Основной объем экспорта нефти пришелся на страны дальнего зарубежья, он снизился на 40 процентов. Доходы от поставок в СНГ упали в 2,5 раза.

Бюджет поддержит АЗС

Стоимость бензина и дизельного топлива в отдаленных регионах России может снизиться в два раза, если региональным властям вернут возможность предоставлять субсидии "заправочным" организациям.

Об этом говорится в законопроекте, который в прошедшие выходные был внесен в Госдуму.

Сегодня в труднодоступных населенных пунктах, с которыми нет круглогодичного наземного или водного транспортного сообщения, бензин продается по очень высоким ценам или не продается вовсе, говорят авторы проекта - депутаты Собрания Ненецкого автономного округа. Все дело в транспортных издержках компаний.

"Изменить эту ситуацию помогут субсидии из регионального бюджета, которые будут предоставляться организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим автомобильный бензин и дизельное топливо в населенных пунктах, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям", - говорится в пояснительной записке к документу.

Причем раньше эта возможность у регионов была, уточняют депутаты. А после исключения нормы о субсидировании предприятий, реализующих бензин сельскому населению по фиксированным ценам, стоимость топлива в 2015 году в некоторых сельских населенных пунктах выросла до 78 рублей за литр. Для сравнения: в Нарьян-Маре литр бензина сегодня стоит порядка 36 рублей, а дизельного топлива - 41 рубль, а в Москве 35 и 34 рубля соответственно.

Возвращение субсидирования поможет заметно снизить цену на бензин, что "обеспечит достойные условия жизни местного населения", уверены авторы проекта.

В 24 региональных центрах Росстат отметил удорожание бензина. По данным на 13 марта, более всего цены на него выросли в Ханты-Мансийске - на 1,1 процента.

Также зафиксировано и снижение цен на бензин. Он подешевел в семи российских регионах. Среди счастливчиков автомобилисты Салехарда и Назрани, здесь автотопливо сбросило 0,6 процента своей стоимости.

В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за прошедшую неделю выросли на 0,1 процента, в Санкт-Петербурге не изменились.

Но в среднем по России бензин начал дешеветь. Если смотреть данные с конца декабря 2014 года, то ценники сбросили 0,8 процента.

В целом же инфляция с начала года составила 6,5 процента.