Порты Крыма обладают уникальными возможностями для транзитных и внешнеторговых перевозок. Но требуется создать целостную транспортную систему в регионе, интегрированную с соседним Краснодарским краем и включающую нефтяные терминалы. Такие оценки были высказаны на конференции по инвестиционному потенциалу Севастополя, состоявшейся 4 сентября в Москве.

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло пояснил обозревателю RCC: «имеются предложения иранской, китайской, казахстанской сторон по развитию нефтетранзитного «хаба» на полуострове. Но пока эти предложения фрагментарны. Нужно тщательно исследовать возможности порта Севастополя и  транспортной системы Крыма для реализации такого проекта.

С точки зрения транспортной географии и перевозочных возможностей Севастопольский портовый район уникален: это незамерзающие глубоководные (10-12 м) причалы, длина причальной линии – около 4 км. Имеются реальные возможности для перевозок нефти и нефтепродуктов в обоих направлениях. Вариант перевозок через Феодосийский порт – такие проекты имеются - может быть проблемным: этот порт находится в городской черте и расположен географически менее удобно, чем нефтяной порт Севастополя на мысе Манганари, располагающий крупным резервуаром для хранения нефтяных грузов.

Чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно проработать все возможности перераспределения грузопотоков в регионе. Поскольку направление только через Керченский мост будет недостаточным для включения Крыма в освоение внешнеторговых и транзитных грузов. А недавний ввод в действие паромного комплекса Севастополь-Новороссийск снова доказал, что в современных условиях, в том числе политических, нужна комплексная интеграция портовой и транспортной сети Крыма и Краснодарского края.

Требуется также увеличить пропускную способность железной и автомобильной дороги Севастополь-Симферополь-Восточный Крым, чтобы избежать «закупорки» при передислокации крупных нефтяных грузопотоков между Севастополем и другими крымскими портами».

В 2013 г. – до включения Крыма в состав РФ - нефтепродукты в регион поступали с Кременчугского НПЗ (Украина), из Белоруссии (транзитом через Украину), Греции и Италии. До 75% совокупного объема этих поставок приходилось на восточнокрымские порты в Феодосии и Керчи. Позже российские СМИ сообщали о нецелесообразности, по мнению руководства «Транснефти», строительства нефтепровода через Керченский пролив в Крым (этот проект инициируют некоторые крымские эксперты).