«Круглый стол» по вопросам модернизации «Газпромнефть-Московский НПЗ (МНПЗ)» и повышения ее экологической эффективности, состоявшийся  7 июля с.г. на предприятии, фактически охватил проблему «экологизации» и технологического состояния всей  нефтепереработки в РФ.

Зоя Зотова, председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике отметила, что «поэтапно вводятся жесткие изменения в природоохранном законодательстве, касающиеся  всех отраслей экономики. Сама работа предприятий будет зависеть от уровня их экологической эффективности, поэтому «раскошеливаться» на природо- и ресурсосбережение придется и в нефтепереработке». По словам г-жи Зотовой, для каждого предприятия будут присвоены классы-рейтинги экологической эффективности, в зависимости от которых государство будет регулировать налоговую нагрузку. Причем она «будет ослаблена для экологически эффективных предприятий».

При значительном воздействии НПЗ и других предприятий на биосферу, как отметила г-жа Зотова, от них потребуются  соответствующие экологическая программа и инвестиции в её реализацию. При умеренном  и низком воздействии на биосферу  будет применяться  декларативно-заявительный  принцип производственной деятельности». В целом реконструкция предприятий  всех отраслей «в связи с нововведениями в природоохранном законодательстве должна преследовать две цели: не становиться сугубо технологической и в то же время оставаться нацеленной на экологическую эффективность производства». 

Начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды завода Юрий Ерохин отметил, что «проводимая с 2010 года реконструкция завода позволила сократить к 2015 году выбросы сероводорода в атмосферу примерно в 70 раз. «Газпромнефть-МНПЗ» одним из первых российских НПЗ почти полностью ликвидировал значительные накопления нефтесодержащих и смежных отходов, возникшие к 2010 году. На их месте будут построены современные технологические установки». Эти и другие меры, как отмечалось на конференции, актуальны для всего сектора нефтепереработки в РФ. Так как «последняя» реконструкция данного НПЗ, действующего с 1938 г., состоялась в 1979 году, но схожий возраст реконструкции и у ряда других российских НПЗ.

Руководитель информационно-аналитического отдела «Rupec.ru» Андрей Костин пояснил обозревателю RCC, что, «несмотря на существенное отставание РФ по уровню глубины нефтепереработки от многих стран (примерно 73%), данный показатель неполностью характеризует технологический уровень этой отрасли и, соответственно, ее товарный ассортимент. Более объективным «измерителем» представляется Индекс сложности Нельсона, разработанный в 1960-1961 гг. и применяемый во всех индустриальных странах для полновесной оценки технологического уровня нефтепереработки. Чем выше индекс Нельсона, тем выше технологический уровень производства нефтепродуктов и их качество». 

Индекс оценивает уровень вторичной мощности преобразования продукции на НПЗ по отношению к первичной - по перегонке (дистилляции) нефти. Соответственно, присваивается коэффициент сложности каждой основной единице оборудования НПЗ. У оборудования по перегонке нефти коэффициент сложности минимальный – 1,0, а, к примеру, установка каталитического крекинга имеет коэффициент  4,0.  Г-н Костин и ряд других экспертов считают, что по индексу Нельсона нефтепереработка РФ существенно отстаёт от многих стран. Например, в Северной Америке он превышает 10, в регионе ЕС достигает 9. Некоторые НПЗ в указанных регионах «обладают» индексом 15 и даже 25. В КНР и Японии данный показатель  оценивается, соответственно, более чем в 6,5 и не меньше  9,5; в РФ - не более 5,5. 

Те же диспропорции были отмечены замдиректором департамента административной и законопроектной работы минэнерго РФ Сергеем Абышевым в ходе Global Energy Prize Summit. в Сингапуре (4 декабря 2014 г.). Он заявил, что в топливно-энергетическом комплексе РФ «разрыв по главным показателям энергоэффективности с лучшими зарубежными компаниями пока очень большой. Так, в части КПД конденсационных газовых электростанций этот разрыв составляет 20-30%, в части коэффициента извлечения нефти - 15-30%, в части индекса сложности нефтепереработки - 20-200%».