углеводороды

Производство газа и нефти в июне в годовом выражении выросло, отмечается в «Картине деловой активности» Минэкономразвития. Увеличение производства черного золота в министерстве объясняют исчерпанием эффекта высокой базы и изменением параметров сделки ОПЕК+. Производство газа увеличилось на 8 процентных пунктов и связано с рекордным спросом на российское топливо в Европе.

Рост добычи полезных ископаемых в годовом выражении в июне ускорился до 2,8% после 1,3% в мае. Это произошло на фоне позитивных тенденций в нефтегазовой отрасли, отмечается в «Картине деловой активности» Минэкономразвития. Производство нефти увеличилось на 1,2% впервые с августа прошлого года. Улучшение годовых показателей этой отрасли в июне связано как с исчерпанием эффекта высокой базы первых месяцев 2017 года, так и с увеличением среднесуточной добычи нефти в результате изменения параметров соглашения ОПЕК+.

Согласно последнему решению картеля участники соглашения получат возможность суммарно поднять добычу на 1 млн баррелей в сутки. Россия, в частности, может увеличить добычу на 200 тыс. барр/с. Это предварительные оценки — многое будет зависеть от динамики рынка и необходимости корректировать наши действия (с другими участниками ОПЕК+), говорил ранее министр энергетики Александр Новак. Представитель Минэнерго не смог оперативно ответить на запрос.

Фактически рост добычи нефти в России начался еще до формальной корректировки сделки ОПЕК+ — уже в апреле Россия превышала свою квоту, а к середине июля, по данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти выросла до 11,2 млн б/с, почти достигнув рекордного уровня октября 2016 года, от которого отсчитывалась сделка ОПЕК+.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович согласен, что основную роль в росте добычи сыграли новые квоты ОПЕК+. В то же время, отметил эксперт, на рынках Европы пока сохраняется высокий спрос на нефть. Дополнительные объемы уходят, по большей части, по уже подписанным контрактам, а также по срочным сделкам с поставкой в течение месяца.

По прогнозу ФНЭБа, до конца года темпы прироста производства нефти в России сохранятся в пределах июньских значений в 1–1,5% в месяц. Минэнерго ожидает, что в этом году благодаря ОПЕК+ Россия сможет нарастить добычу на 3,5 млн т до 551 млн т, а в 2019 году — достичь уже новой рекордной планки в 555 млн т. В дальнейшем, полагает Станислав Митрахович, сохранение тенденции будет зависеть от налоговой политики государства, а также баланса спроса и предложения на мировых рынках.

По данным Минэкономразвития, тенденция на повышение прослеживается не только по нефти. Существенное ускорение роста в июне наблюдалось и в газовой отрасли. Производство голубого топлива выросло сразу на 8 процентных пунктов — до 20,4% в годовом выражении — и достигло 53,568 млрд куб. м. Во многом это объясняется существенным ростом экспортных поставок в страны Европы, пояснили «Известиям» в пресс-службе «Газпрома».

Только за шесть месяцев этого года монополии удалось отправить в дальнее зарубежье более 100 млрд куб. м газа, то есть на 5,8% (на 5,5 млрд куб. м) больше, чем за аналогичный период 2017 года. Это абсолютный исторический рекорд, отметили в компании. Больше других закупку российского газа нарастила Германия — на 12,4% (на 3,3 млрд куб. м). Кроме нее, выросли поставки в Австрию (на 54,1%, или на 2 млрд куб. м) и Нидерланды (сразу на 66,9%, или 1,4 млрд куб. м).

Что касается добычи самого «Газпрома», то в июне ему удалось нарастить ее на рекордные с 2012 года 35,7 млрд куб. м. Поставки на внутренний рынок при этом выросли меньше экспорта — на 5,4%, или на 6,8 млрд куб. м. В отсутствие масштабной закачки в хранилища газа (ПХГ) и снижения потребления населением это, вероятно, объясняется ростом поставок на завод «Ямал СПГ» (к примеру, у «Арктикгаз», СП «Газпром нефти» и «НОВАТЭКа»), предположил близкий к Минэнерго источник.

На увеличение экспортных поставок в первую очередь влияет сезонный рост спроса со стороны электрогенерации стран ЕС, особенно Германии, отметил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Вместе с Великобританией и Польшей Германия стремится минимизировать использование угля в генерации, что толкает вверх спрос на газ из России, отметил эксперт. Большое влияние, кроме того, оказывает аналогичный рост закачки газа в местные ПХГ, что происходит ежегодно после «газового кризиса» 2009 года, вызванного прерыванием транзита газа через Украину.

По прогнозу аналитиков, тенденция роста спроса на российский газ продолжится. До 2028 года одна Германия может увеличить потребление газа на 10–15 млрд куб. м, или на 17%.