Европейская комиссия обнародовала предложения для нового европейского химического законодательства Евросоюза. Предложения опубликованы 7 мая и теперь начинается шестинедельный период публичных консультаций.

Европейские промышленные группы выразили серьезную озабоченность по поводу воздействия нового законодательства на конкурентоспособность химической индустрии, а представители американского бизнеса и американской администрации подвергли предложения критике за их возможное влияние на международную торговлю. Экологические группы также недовольны, обвиняя комиссию в намеренной отсрочке процедуры, и считают, что предложения не вполне соответствуют ключевым моментам первоначально заявленной стратегии.

Законопроект назван Reach – сокращенно от Registration, Evaluation, Authorization and Restrictions of Chemicals (регистрация, оценка, получение разрешения и ограничение применения химикатов). Он основан на специальном документе, принятом комиссией в июне 2001 года, и должен заменить 40 различных пунктов нынешнего законодательства. Среди основных изменений — положения, которые переносят обязанность поиска доказательств безопасности химических материалов с органов государственной власти на компании, которые производят, импортируют и используют химикаты. Законодательство будет исполняться новым Европейским химическим агентством. Прямые и косвенные расходы, которые понесут индустрия и общество, могут составить 15–33 млрд евро, а выгода в области охраны труда за 30 лет оценивается в 18–54 млрд евро.

Процедура регистрации и получения разрешения будет варьироваться в зависимости от количества производимых или импортируемых химикатов, а также уровня риска. Регистрации подлежат около 80% всех химикатов, а получение разрешения будет необходимо только для веществ, представляющих «высокую опасность», таких как канцерогены, мутагены и токсичные для репродукции химикаты, риск использования которых подлежит оценке. Для того чтобы получить разрешение на специфическое применение химиката, проситель должен доказать, что риск находится под контролем или социально-экономические выгоды использования химиката превосходят риски.

Индустрия и американская администрация выражают озабоченность по поводу конкурентоспособности и торговли

Поддерживая усилия Европейской комиссии, направленные на разработку новой химической политики, европейские промышленные группы все же проявляют беспокойство по поводу воздействия предлагаемых правил на конкурентоспособность индустрии. Совет европейской химической индустрии (CEFIC) называет предложения односторонними, критикуя их за излишнюю концентрацию на проблемах защиты здоровья и окружающей среды. «На карту поставлено много больше, чем только экология, — подчеркивают представители CEFIC. — Главной проблемой является способность отрасли к устойчивому развитию, это вопрос о рабочих местах и процветании европейцев». Сильной критике подвергли новые инициативы представители американской индустрии, которые назвали предложения излишними, бюрократическими и необязательными.

Администрация США также критикует инициативу как дорогую, обременительную и научно не подкрепленную. Это повторяет схожие критические замечания в адрес биотехнологической политики Европейского Союза. «Это большая игра; новый спор затмит собой дискуссию о генетически модифицированных организмах», — говорит William Lash, заместитель секретаря по торговле, курирующий вопросы доступа на рынок и соблюдения торговых норм. Источники в индустрии и правительстве заявляют, что предлагаемое законодательство может стать ненужным ограничением для торговли и нарушить правила ВТО. Американский государственный секретарь Колин Пауэлл в письме, направленном в американские посольства в Европе, предупредил, что новая система «может послужить препятствием для торговли и инноваций, а также затруднить доступ на рынки многих продуктов».

Общественные группы разочарованы подробностями законодательства и отсрочками его введения

Экологические группы, включая Европейское бюро охраны окружающей среды, организацию «Друзья Земли», Greenpeace и WWF, выразили разочарование по поводу решения комиссии продлить консультационный период с пяти до восьми недель. Это означает, что до выборов в Европарламент, которые состоятся в 2004 году, предложения не могут быть введены. Таким образом, введение нового законодательства отсрочивается на год. Кроме того, экологические группы обращают внимание на то, что предложениям комиссии не удалось передать некоторые ключевые моменты, зафиксированные в документе, принятом в июне 2001 года, в том числе обязанность индустрии прекратить использование химически опасных веществ, если доступны альтернативы, а также право общества на информацию.

Экологические группы также утверждают, что данные предложения не обеспечивают надлежащей защиты от химикатов, содержащихся в импортных продуктах, поскольку требуют от импортеров регистрировать химические вещества, «если в период обычного использования и утилизации эти вещества освобождаются в количестве более 1 тонны и могут отрицательно повлиять на здоровье человека и состояние окружающей среды». Утверждается, что выполнение подобного требования трудно проверить и обеспечить. Кроме того, оно возлагает бремя доказательств на регулирующие органы, а не на импортеров. Как считает Daryl Ditz из WWF-США, несмотря на все недостатки, законы REACH могут «установить новый глобальный стандарт экологической ответственности корпораций».

Влияние изменения законодательства на развивающиеся страны

Предложения не содержат каких-либо специальных пунктов, касающихся развивающихся стран, предполагающих, например, техническое содействие или увеличение периода перехода к данным нормативам. Как считают в комиссии, развивающиеся страны – это в основном импортеры, а не экспортеры химикатов, и выгоды, возникающие в результате проведения новой политики, намного превысят потенциальные расходы, на которые должны пойти химические компании в развивающихся странах. Что касается процедуры получения разрешения на особо опасные вещества, то здесь требования социально-экономической оценки остаются достаточно неопределенными, чтобы проводить анализ на нескольких уровнях (например, международном, национальном, региональном, местном) и учитывать различные последствия (например, социальные, потребительские, промышленные). Среди моментов, которые могут учитываться, – влияние нового законодательства на индустрию стран-импортеров, разовые и текущие расходы (соблюдение норм или меры переходного характера) или общее воздействие на торговлю, конкуренцию и экономическое развитие.