Доля дорожно-строительных работ в строительстве в 2024 году снизилась до наименьшего уровня за пять лет, а в 2025-м она может оказаться еще ниже — на уровне 2017-2018 годов. Об этом рассказала Александра Галактионова, генеральный директор Sherpa Group, на конференции Группы CREON «Материалы для дорожного строительства».
С сентября 2025 года инфляция в строительной отрасли стала обгонять потребительскую инфляцию. В ближайшие месяцы выше последней, вероятно, окажется и динамика индекса цен производителей на отраслевую продукцию.
Федеральные расходы на автодороги в рамках нацпроектов последние два года растут, что связано с включением в их состав регулярных трат. В 2024 году расходы на дорожное хозяйство выросли на 26%; по итогам 2025 года, вероятно, произойдет снижение на 8,8%.
В 2024 году региональные расходы на дорожное хозяйство снижались (-5,7%), как и бюджетные вложения субъектов федерации в инфраструктуру в целом. За три квартала 2025 года на фоне низкой базы прошлого года наблюдался ускоренный рост (+22,1%), но, вероятно, он ослабнет по итогам года и составит +8,3%.
Для регионов характерны значительные колебания бюджетных расходов на автодороги и менее высокий «порог входа» в топ-10 крупнейших, чем в целом в строительной отрасли. Новые регионы в топ-10 в 2025 году — Пермский край и Свердловская область, лидером по вложениям в дорожное хозяйство по итогам трех кварталов 2025 года является Московская область, ненамного опередившая Москву.
Положение крупных дорожно-строительных компаний в 2024 году ухудшилось, четыре компании покинули список крупнейших, в топ-200 строителей их сейчас 58. Выручка в автодорожном сегменте снизилась в то время, как для топ-200 она росла. На фоне такого результата по итогам 2025-го возможен сдержанный рост выручки.
Федеральные расходы на дорожное хозяйство в 2026 году вырастут на 3,5% в текущих ценах к ожидаемому уровню 2025 года, на автодорожную часть нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — на 7,2%. Увеличение будет меньше, чем предусматривалось бюджетом ранее. В 2027 и 2028 годах рост планируется выше (12-24%), но сохраняются риски пересмотра вложений.
В автодорожной части «Инфраструктуры для жизни» основной упор сделан на ремонт — особенно в «Региональной и местной дорожной сети». В «Развитии федеральной сети» доля средств, предусмотренных на строительство, в 2026 году составит 28%, но в 2027-м может снизиться до 20%.
В 2026-2027 годах начнется или будет продолжаться строительство автодорог в рамках ранее подписанных концессионных соглашений в Москве (две платные трассы), Санкт-Петербурге (II-IV этапы ШМСД), Нижнем Новгороде (дублер пр-та Гагарина), Омске (Северный обход города) и др. Также в этот период будут ясны сроки и очередность строительства участков автодороги Джубга – Сочи (более 1,3 трлн руб.).
По итогам 2025 года объем работ в дорожно-строительной отрасли вырастет не более чем на 5%. В 2026 году прирост может составить 3-5%, а в 2027-м – 10-12%, говорится в телеграм-канале CREON Conferences.
