турецкий поток

Оператор проекта строительства «Турецкого потока» – 100%-ная «дочка» «Газпрома» South Stream Transport B.V. подписала с британской компанией Petrofac контракт на строительство наземных трубопроводов и приемного терминала газа рядом с населенным пунктом Кыйыкёй на северо-западе Турции. Сумма сделки – 340 млн евро, говорится в сообщении британской компании. Представитель «Газпрома» подтвердил факт заключения контракта, отказавшись от дальнейших комментариев.

Терминал должен быть готов к вводу в эксплуатацию не позднее декабря 2019 г., говорится в сообщении Petrofac. Он будет рассчитан на прием и прокачку 31,5 млрд куб. м газа в год, что соответствует суммарной заявленной мощности обеих ниток «Турецкого потока». Первая будет поставлять газ для внутренних нужд Турции, по второй газ будет идти в Европу. Когда предполагается начать непосредственные строительные работы, Petrofac не сообщает.

Когда был подписан контракт, в сообщении Petrofac не говорится. Но в нем указано, что команды обеих компаний начали трудиться над проектом пять месяцев назад, т. е.в апреле. При этом еще в июле сообщалось о том, что подтверждения со стороны Турции о точке выхода нового газопровода на берег нет. О его получении министр энергетики России Александр Новак сообщил лишь две недели назад, 18 августа. Представитель Petrofac не ответил на запрос «Ведомостей».

«Изначально согласовывалась точка севернее поселка Кыйыкёй, об этом договорились, и турецкие партнеры подтвердили эту точку. Она наиболее эффективна, оптимальна с экономической и географической точки зрения», – сказал Новак. Но и это решение финальным не является, следует из слов министра. Тогда же Новак сообщил, что оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которую «Газпром» направил в Турцию, еще рассматривается. «Надеемся, что в ближайшее время будут окончательно по ней приняты положительные заключения», – цитировал слова Новака «Интерфакс».

Кроме того, до сих пор не определен дальнейший маршрут второй нитки «Турецкого потока», по которому газ может поставляться в Центральную и Южную Европу. Переговоры ведутся со многими странами, «заинтересованными в получении российского газа», говорил в августе Новак, в том числе с Грецией, Италией, Болгарией.

Стоимость контракта является вполне рыночной, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но подписывать его до получения всех разрешений было опрометчиво. «До сих пор отсутствующее заключение по ОВОС – это риск», – говорит Корчемкин. Кроме того, смысла в строительстве компрессорной станции (входит в состав терминала) такой мощности эксперт не видит. «Вероятность соглашения с ЕС по второй нитке [«Турецкого потока»] близка к нулю», – считает Корчемкин. «Скорее всего, «Газпром» не будет строить компрессорную станцию на всю мощность. Не будет устанавливать сразу все турбины», – предполагает Корчемкин. «Главное – чтобы в первую очередь были получены необходимые подтверждения касательно Евросоюза и Еврокомиссии, чтобы были гарантии реализации этих дорогостоящих инфраструктурных проектов», – передавал слова Новака «Интерфакс».

То, что Petrofac сообщила о подписании контракта по «Турецкому потоку» спустя месяц после введения новых американских санкций, говорит об уверенности компании в своих силах, предполагает директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. «Бизнес у Petrofac не глобальный, портфель контрактов сосредоточен в первую очередь в Азии и Северной Африке, – отмечает эксперт. – Соответственно, и вероятность возникновения проблем в случае введения санкций в отношении проекта не так велика, как для компаний с глобальным присутствием». Кроме того, Petrofac привычно работать с национальными нефтегазовыми компаниями, в том числе с теми, деятельность которых не всегда и не до конца прозрачна, что говорит о более терпимом отношении к риску, рассуждает Маринченко.

Это уже третий контракт Petrofac со структурами «Газпрома». По заказу «Газпром нефти» британская компания строила под ключ центральный пункт сбора нефти на иракском месторождении Бадра, а в 2013 г. получила контракт на его обслуживание ($329 млн и $95 млн соответственно).