севпоток

Страны ЕС предоставили письменные комментарии к третьей ревизии поправок в Газовую директиву (2009/73/EC). Наиболее существенные претензии высказали Нидерланды и Германия («Ведомости» ознакомились с документами, их подлинность подтвердили европейский чиновник и человек, близкий к европейской энергетической компании). Германия не возражает против регулирования инфраструктуры, соединяющей ЕС с третьими странами, но не готова принять нынешнюю версию законопроекта. «Мы отклоняем предложенные Еврокомиссией поправки, изложенные в третьей ревизии, которые, если осмыслить до логического конца, направлены на регулирование только одного инфраструктурного проекта, а для других предусматривают варианты исключений», – говорится в германском документе.

С января 2019 г. пост председателя Совета Евросоюза перешел от Австрии к Румынии. Министр энергетики Румынии Антон Антон сообщил, что одним из приоритетов на время председательства Румынии в ЕС станет принятие поправок в Газовую директиву.

9 января совет представил рабочей группе (Energy Working Party, EWP) ту самую третью ревизию проекта поправок в Газовую директиву.

Срочная правка

Обсуждение поправок в один из основных документов энергетического законодательства Европы началось по инициативе Еврокомиссии – она представила законопроект 8 ноября 2017 г. Официально подобная связь никогда не подтверждалась, но документ появился после того, как провалились попытки Еврокомиссии получить мандат на переговоры с Россией о специальном режиме регулирования «Северного потока – 2». Юридических оснований для таких переговоров нет, постановила юридическая служба самого Совета Евросоюза.

Изменения в Газовую директиву должны распространить ключевые принципы регулирования европейского рынка газа на морские газопроводы, считает Еврокомиссия: разделить функции транзитера и поставщика, допустить к поставкам по трубе третьи стороны – в общем, развивать конкуренцию. Но даже первый проект поправок содержал список признаков, которые позволяли делать исключения для проектов; таких признаков не было только у одного – «Северного потока – 2». Этот газопровод из России до побережья Германии при финансовой поддержке европейских партнеров строит «Газпром», проектная пропускная способность – 55 млрд куб. м в год, стоимость морской части – около 9,5 млрд евро, ввести его в эксплуатацию предполагается в конце 2019 г.

Сразу после публикации первой версии поправок председатель Евросовета Дональд Туск призвал страны ЕС как можно скорее внести изменения в энергетическое законодательство: время, сказал он, имеет существенное значение.

Но несколько стран – членов ЕС попросили провести процедуру в установленном порядке. Более того, они настаивали на подготовке всестороннего анализа последствий имплементации поправок.

Но законопроект оказался уязвимым юридически. Применение Газовой директивы будет прямо противоречить ст. 56 и 58 Конвенции ООН по морскому праву, написали юристы Совета ЕС весной 2018 г. Евросоюз не обладает юрисдикцией для распространения требований энергетического законодательства на трубопроводы, пересекающие исключительную экономическую зону государств – членов ЕС, решили юристы.

Председательствовала в Совете на тот момент Болгария, она не стала форсировать обсуждение Газовой директивы. Летом 2018 г., накануне первых трехсторонних встреч, посвященных транзиту российского газа через украинскую газотранспортную систему, а договор об этом кончается в 2019 г., комитет постоянных представителей ЕС решил отложить обсуждение поправок, чтобы не влиять на переговоры.

В сентябре 2018 г. Еврокомиссия предоставила европейским законодателям новые разъяснения и рекомендовала приступить к принятию поправок. Но процесс был фактически заблокирован решением Австрии – она тогда председательствовала в совете. Дискуссию нельзя считать окончательной, писал австрийский канцлер Себастьян Курц, участникам EWP необходимо подготовить дополнительные заключения ко второй ревизии законопроекта.

Ничейная территория

В третьей редакции действие Газовой директивы ограничено не исключительной экономической зоной, а «территорией Европейского союза». Но Германия не считает новую формулировку решением проблемы: термин не определен европейским законодательством, у ЕС нет своей государственной территории, ЕС – не прибрежное государство в значении Конвенции ООН по морскому праву. Поэтому следует говорить о территории и территориальном море принимающей газопровод страны ЕС, пишет Германия в заключении. Если юристы совета согласятся, это будет означать возврат к конфликту юрисдикций с международным законодательством.

Нидерланды и Финляндия называют перераспределение полномочий при обсуждении межправительственных соглашений от стран ЕС к Еврокомиссии проблемой. Германия пишет, что отвергает такое изменение компетенций.Еще одно значимое изменение – в третью ревизию поправок внесен параграф, наделяющий Еврокомиссию правом контролировать межгосударственные соглашения о транспортировке газа, формулировать основные требования к переговорам и даже блокировать их.

Нидерланды считают, что из-под действия обновленной Газовой директивы нужно вывести не только построенные газопроводы, но и газопроводы в стадии строительства.

Германии важно отстоять «Северный поток – 2», считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «И для доступа к дешевому российскому газу, и для геополитического престижа – демонстрации независимости от США. Берлин, вероятно, будет до последнего сопротивляться принятию поправок, которые могут поставить «Северный поток – 2» под угрозу».

Но куда интереснее ему позиция Нидерландов. «У страны непростые отношения с Россией, она крупнейший производитель газа в ЕС – но она фактически оказывается в одном лагере со сторонниками проекта, – удивляется Маринченко. – Возможно, голландцы понимают, что их добыча будет снижаться и Европе в целом нужно будет больше гибкости в закупках газа».