В случае успеха продолжающихся переговоров о снятии санкций США с группы ГАЗ Олега Дерипаски немецкий Volkswagen (VW) может стать не только ее совладельцем, но и участником специнвестконтракта (СПИК) с государством. Совместные вложения, дополнительные к текущим 20,9 млрд руб. в рамках СПИК, составят 13,7 млрд руб. Они пойдут на локализацию на мощностях ГАЗа легкого коммерческого автомобиля VW Crafter, а также грузовиков линейки Traton AG (MAN, Scania, VW), новых тягачей «Урал» и грузовиков линейки Next.

Группа ГАЗ и VW могут вложить 13,7 млрд руб. в развитие совместных продуктов в рамках СПИК отечественного автоконцерна, рассказали источники, знакомые с ходом переговоров. Это дополнительные инвестиции в проект, помимо уже заявленных 20,9 млрд руб., которые ГАЗ в рамках подписанного СПИК направит на модернизацию и развитие модельного ряда в течение десяти лет. Партнер в лице VW будет привлечен в случае снятия санкций с группы ГАЗ, а средства направлены на развитие производства среднетоннажных грузовиков ГАЗ и тяжелых грузовиков «Урал», а также выпуск новых моделей: легкого коммерческого автомобиля (LCV) VW Crafter и тяжелых грузовиков MAN.

Олег Дерипаска и его ключевые активы, в том числе группа ГАЗ, были 6 апреля 2018 года включены в SDN-список Минфина США. Его фигурантам закрыт доступ к финансовой системе США, американским гражданам и компаниям запрещено вести дела с ними. С «Русала» и ряда других активов санкции сняли после отказа бизнесмена от контроля над ними, в отношении ГАЗа таких решений не принято, хотя вступление ограничений в силу отложено до 7 марта. В октябре 2018 года вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что обсуждаются варианты вывода группы из-под санкций, в том числе вхождение государства или других инвесторов, среди которых назывался VW.

Но источники полагали, что немцы могут пойти на это только уже после снятия санкций. Первый вице-премьер Антон Силуанов 15 февраля подтверждал, что переговоры о выведении группы из-под санкций продолжаются и в их рамках структура ГАЗа может измениться. «Еще необходимо выполнить ряд внутрикорпоративных процедур, они еще не готовы, находятся в процессе реализации. Как только сможем эти процедуры выполнить, соответственно, будет обращение к соответствующим американским органам, которые принимают решение»,— сообщил он.

Сейчас в СПИК группы (“Ъ” ознакомился с его параметрами) упоминаний немецкого автоконцерна нет. Однако в нем говорится о «компании-партнере». В частности, сообщается, что в течение двух лет с момента снятия санкций с ГАЗа инвестор и компания-партнер проведут переговоры о возможном сотрудничестве в части производства продукции и компания-партнер примет на себя обязательства в рамках контракта. При этом параметры инвестпроекта соотносятся с заявленными моделями.

Так, речь идет о производстве в режиме контрактной сборки с 2019 года тяжелых грузовиков максимальной массой 18–44 тонн, а также с 2021 года LCV с дизельным двигателем массой 3–5 тонн «в кооперации с компанией-партнером» (под эти параметры подходят как модели «Газель», так и VW Crafter). К 2024 году планировалось выйти на ежегодные объемы в 14 тыс. и 10 тыс. штук соответственно. Собеседники на рынке отмечают, что запланированные объемы выпуска завышены с учетом объемов российского рынка и, вероятно, часть автомобилей планируется экспортировать. По данным «Автостата», в 2018 году рынок новых грузовиков вырос на 2,7%, до 82,3 тыс. штук, при этом продажи Scania увеличились на 17,1%, до 6,7 тыс. штук, MAN — на 7,3%, до 5,1 тыс. штук (грузовики VW в РФ не представлены).

Источники полагают, что в части создания на ГАЗе грузового автомобиля в режиме контрактной сборки речь, скорее всего, идет именно о линейке Traton AG (MAN, Scania, VW). Из линейки самой группы под параметры подходят только автомобили «Урал», которые выпускаются в различных вариациях полной массой 13–48 тонн, но проект по созданию нового дорожного грузовика «Урал» полной массой 33–48 тонн (самосвал, тягач) вынесен в СПИК отдельно (его также планируется реализовать с компанией-партнером). По той же схеме запланировано создание нового городского и магистрального LCV Next категории N2, N3 (к категории N2 относится «Газон», N3 — «Урал»).

В VW перенаправили вопросы в группу ГАЗ, там параметры СПИК не комментируют. В Scania и MAN также перенаправили в ГАЗ, отметив, что в 2017 году VW Truck & Bus (с сентября 2018 года Traton Group), в которую входят MAN Truck & Bus и Scania, подписала соглашение о намерениях с группой ГАЗ по изучению перспектив углубления локализации. В MAN добавили, что «Traton Group заинтересована в стратегических инвестициях в производство в РФ и изучает различные возможности для этого шага». В Scania сообщили, что заинтересованы в расширении промышленного присутствия в РФ и изучают механизмы господдержки коммерческого транспорта.

Минпромторг рассматривает и отдельную заявку VW на СПИК, в рамках которой концерн также хочет продолжить сборку на мощностях группы ГАЗ Олега Дерипаски, но продолжит инвестиции в производство только после снятия с российской компании санкций.

Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич полагает, что в случае снятия санкций с группы ГАЗ риски реализации проекта для иностранного инвестора минимальны, случаев повторного введения мер не было. Более того, отмечает юрист, работа с компанией, в отношении которой сняты санкции, менее токсична, чем с той, в отношении которой ходят слухи об их возможном введении.