Губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил премьер-министру Михаилу Мишустину создать нового регионального оператора, который будет специализироваться исключительно на сборе медицинских и биологических отходов. Для этого необходимо дополнить действующее законодательство, регулирующее обращение с отходами (закон № 89 «Об отходах производства и потребления»), предложил он в письме Мишустину 3 апреля. Копия письма есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

К письму губернатора прилагается законопроект о внесении поправок в 89-й закон: от введения тарифов и нормативов по их накоплению и вывозу до выдачи лицензий на работу с такими отходами и механизма инвестиций в инфраструктуру на основе частно-государственного партнерства.

Полномочиями по сбору медицинских отходов в период эпидемий он предложил наделить государственные ветеринарные службы. Сейчас медицинские учреждения проводят тендеры на их вывоз. «Приходят организации со странными лицензиями, и куда потом денется этот мусор, никому не понятно», — констатировал заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин.

Мишустин перенаправил письмо Воробьева вице-премьеру Татьяне Голиковой и вице-премьеру Виктории Абрамченко, следует из документа.

РБК направил запрос в пресс-службу губернатора Подмосковья, Минздрав, Роспотребнадзор и пресс-службу правительства. В аппарате Абрамченко от комментариев отказались. По словам представителя Минприроды Натальи Хлопуновой, Роспотребнадзор по поручению правительства занимается гармонизацией законодательства для регламентирования обращения с медотходами. «Только после того, как пропишут определение класса опасности медотходов, специфики обработки и т.д., процесс будет рабочим и в цепочку будут включаться регоператоры», — сообщила она.

По данным губернатора, ежегодно в Подмосковье образуется 100 тыс. т отходов более чем из 4 тыс. медучреждений, а «с учетом ввоза медицинских отходов из Москвы для утилизации и размещения в Московской области их количество оценивается более чем в 300 тыс. т в год».

Он опасается экологических и эпидемиологических рисков их размещения, так как госконтроль за обращением с медотходами сейчас не предусмотрен. «Тарифное регулирование данной деятельности не осуществляется. Как следствие, отсутствует источник инвестиций для создания современной, высокотехнологичной и безопасной отрасли по утилизации медицинских и биологических отходов. Проблема усугубляется распространением новой коронавирусной инфекции», — указал Воробьев.

В приложенном к письму законопроекте, который планируется принять и ввести в действие к 1 января 2021 года, предложено:

- создать регионального оператора по обращению с медицинскими и биологическими отходами с контрактами на десять лет по согласованным тарифам и нормам вывоза;
- создать систему обязательного лицензирования компаний, которые будут заниматься вывозом и накоплением подобных отходов;
- ввести территориальные схемы с учетом мест накопления или утилизации таких отходов (в Подмосковье такую схему и информсистему для потоков медотходов предложено создать Российскому экологическому оператору (РЭО), его представитель от комментариев отказался);
- в период карантина и эпидемий работу по вывозу медицинских и биологических отходов передать организациям из системы государственных ветеринарных служб в порядке, установленном ветеринарным законодательством.