Правительство Израиля в одностороннем порядке приняло решение включить в состав своей исключительной экономической зоны спорные прибрежные районы Средиземного моря, где имеются огромные запасы нефти и газа. Претензии на них предъявляет соседний Ливан, который считает, что он также имеет право вести разработку месторождений. В соответствии с международным законодательством их принадлежность Тель-Авиву или Бейруту остается нерешенным делом. Тем не менее Израиль уже стал получать первые прибыли по заключенным ранее контрактам, тогда как Ливан по-прежнему остается не у дел.

Израильские власти пошли на такой шаг после провала переговоров с представителями Ливана при посредничестве США, сообщают арабские СМИ.

И без того накаленные отношения Тель-Авива и Бейрута еще больше обострились в 2009 году, когда американская компания Noble Energy объявила об открытии в Средиземном море месторождения Тамар. В конце 2010-го та же компания открыла месторождение Левиафан. А в 2012-м — месторождение Танин. Суммарный объем разведанного газа оценивается примерно в 800 млрд кубометров, неразведанного — в несколько триллионов кубометров.

Такие природные богатства сулят немалые прибыли их обладателю. Вот только определить хозяина оказалось невозможно, поскольку помешал неурегулированный спор между Израилем и Ливаном по демаркации морских границ.

— Ливан направил в ООН карты, на которых представил правильное расположение морских границ, — пояснил "Известиям" ливанский политолог, бригадный генерал в отставке Амин Хтейт. — Но Израиль выступил против и незаконным образом расширил свою исключительную экономическую зону и таким образом включил в нее месторождения. Ливан обращался в ООН, а также к США, чтобы те оказали давление на Израиль и заставили его демаркировать морские границы. Однако пока ничего сделано не было. Тель-Авив фактически прибрал нефтегазоносные районы к своим рукам.

Амин Хтейт также не исключил, что Ливан может использовать силу, чтобы воспрепятствовать "разграблению своих богатств". Прежде всего речь идет о движении "Хезболла". Как считает эксперт, Израиль решил действовать именно сейчас, поскольку у израильских элит есть ощущение, что нынешняя администрация США куда в большей степени, чем предыдущая, склонна "покровительствовать" Тель-Авиву.

— Израиль никогда не пошел бы на подобные действия, если бы не чувствовал за собой всеобъемлющей поддержки со стороны США, в том числе в рамках Совета Безопасности ООН, — указал Амин Хтейт.

Как сообщает межарабская газета "Аш-Шарк аль-Аусат", министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Юваль Штайниц, заручившийся одобрением премьер-министра Биньямина Нетаньяху, начал работу по введению спорных районов Средиземного моря в состав исключительной экономической зоны страны. Сейчас ведется подготовка соответствующего законопроекта, который даст Тель-Авиву право на пользование спорными месторождениями.

— Ни одна международная экспертиза не поставила под сомнение право Израиля добывать там газ, поскольку это его особая экономическая зона, — сказал израильский политолог Авигдор Эскин. — Из ООН не поступило ни одного сигнала, что действия страны противоречат международному праву. А что касается Ливана, то понятно, что, после того как были обнаружены месторождения и начата их разработка, он хочет на этом заработать.

Однако, как пояснил председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры", эксперт по международному праву Евгений Корчаго, вопрос принадлежности спорных вод и находящихся там месторождений с юридической точки зрения по-прежнему остается открытым.

— Формально границы так и не были утверждены, так как между Израилем и Ливаном не существует мирного договора и Ливан не признает Израиль. Таким образом, на данный момент дать однозначного ответа, кому принадлежит спорная территория, нельзя. Решение о морских границах может принять только ООН в соответствии со строго установленными критериями. Вполне вероятно, что решение в итоге будет принято в пользу Израиля, поскольку Ливану до этого неоднократно предлагали урегулировать вопрос, однако сделано это так и не было, — отметил Евгений Корчаго.

А между тем Тель-Авив уже начал получать прибыль. Как сообщила в начале марта компания Delek Drilling — участница консорциума, который занимается разработкой морских газовых месторождений у побережья Израиля, экспорт газа начался в январе этого года. Причем покупателями стали иорданские компании Arab Potash и Jordan Bromine, которые в 2014 году подписали 15-летнее соглашение об импорте 2 млрд кубометров газа. Что касается Бейрута, то он пока остается не у дел.