Вступление в силу в августе 2014 г. Технического регламента ТС негативно повлияло на перевозки жидкой серы по железной дороге.

Как сообщил на конференции "Сера и серная кислота 2014" Андрей Ващенко, заместитель начальника управления долгосрочного планирования и развития "Газпромтранс", этот документ фактически вызвал дефицит цистерн, т.к. предусматривает изменение текущего механизма продления срока службы вагонов.

Другими словами, подвижной состав для перевозки жидкой серы постепенно выводится из эксплуатации, что не позволяет удовлетворить спрос в сырье предприятий, производящих фосфорсодержащие удобрения.

Динамика выбытия парка неутешительна - за 2014 г. списано 217 цистерн, в 2015 г. будет выведено из эксплуатации еще 122. Пик списания придется на 2019 г. - 260 единиц, после чего, по сути, перевозки жидкой серы по железной дороге будут сведены к минимуму.

Разработаны разные варианты восполнения парка специализированных вагонов-цистерн, однако они имеют некоторые недочеты. Первый вариант - приобретение цистерн "Газпромтранс" в лизинг. Второй - приобретение цистерн потребителем жидкой серы и передача в оперативное управление "Газпромтранс". Оба эти варианты предусматривают закупку нового подвижного состава. Однако мощность единственного в России производителя подобной техники - "РМ Рейл" (завод "Рузхиммаш") не превышает 200 единиц в год, чего недостаточно для полной компенсации выбывающих цистерн.

Третий вариант - переход на перевозку твердой серы, однако на данный момент большинство площадок по хранению твердой серы и плавильни демонтированы. Предприятия реконструировали эстакады для приема жидкой серы. Создание новых площадок хранение твердой серы и плавилен обойдется дороже, чем приобретение цистерн для перевозки жидкой серы.

И, наконец, последний вариант - перевозка жидкой серы в танк-контейнерах. Экспериментальная перевозка показала, что использование танк-контейнеров не является эффективной альтернативой перевозкам в железнодорожных цистернах.

Таким образом, ситуация с парком по перевозке жидкой серы имеет тенденцию к ухудшению, инвестпрограмма "Газпрома" на данный момент не предусматривает покупку нового парка вагонов. Поэтому "Газпромтранс" рекомендует участникам рынка заранее подумать над решением проблемы дефицита парка вагонов, возможно, найти наиболее подходящий вариант для себя.