Цены на газ в Европе стремительно снижаются вторую неделю подряд. 24 октября стоимость топлива на лондонской бирже опустилась на 14% — ниже $1 тыс. за 1 тыс. куб. м.

В последний раз цены опускались до таких значений 14 июня. При этом еще в конце августа котировки переходили психологическую отметку в $3,5 тыс. за 1 тыс. куб. м. Однако с тех пор стоимость газа медленно шла вниз.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев объясняет это теплой погодой в Евросоюзе. Однако он не исключает, что в разгар зимы динамика цен изменится: «В осенне-зимний период, а мы уже вступили в него, цены сильно зависят от конъюнктурных факторов — прежде всего, от погодных условий, состояния запасов и предложения.

Сейчас температура во второй половине октября существенно выше, чем обычно. А запасов в европейских хранилищах гораздо больше, чем в предыдущие годы. Есть шанс доведения их до уровня в 95% к началу ноября. При этом текущее предложение по газу по-прежнему устойчиво, то есть нет каких-то серьезных перебоев с поставками ни норвежского топлива, ни алжирского, ни СПГ.

Кроме того, конечно, на рынок действуют и обсуждаемые регуляторные меры со стороны Еврокомиссии, хотя они не приняты, но обозначены и явно указывают на то, что в том или ином виде применяется верхний потолок цен на TTF. Конечно, это отпугивает всех игроков, которые торговали деривативами на газ в погоне за финансовыми выгодами. При этом сохраняется благоприятный текущий баланс спроса и предложения, плюс высокий уровень запасов».

На прошлой неделе Еврокомиссия огласила очередной план по борьбе с энергокризисом на следующий отопительный сезон. В частности, Брюссель может создать консорциум из основных европейских энергетических компаний, которые будут совместно закупать топливо. Кроме того, в экстренной ситуации, страны должны будут делиться газом с соседями, пишет Ъ.

Этот план Евросоюз разработал еще в конце прошлого года. Однако утвердить его страны не смогли из-за позиции Германии. Кроме того, Брюссель не стал отказываться от идеи ограничивать цены на бирже. Но этот механизм будет использоваться только в крайнем случае.

Впрочем, на ближайшие два года предпосылок для стабилизации стоимости топлива в Европе точно нет, полагает консультант компании VYGON Consulting Иван Тимонин: «На коротких горизонтах факторы сокращения спроса, например, заполненность хранилищ действительно могут на каких-то отрезках толкать цены вниз.

Однако фундаментальной причиной рекордного роста котировок стал дефицит сжиженного газа на мировом рынке и, соответственно, конкуренция европейского и азиатского региона за доступный объем СПГ. Такая ситуация сохранится до 2024-2025 года. Радикальный перелом и возврат к нормальному уровню цен произойдет в связи с запуском новых активов по СПГ преимущественно в Катаре и в странах Северной Америки. До этого же серьезных драйверов, которые вернут цену к нормальным показателям, наверное, ожидать не следует.

Если стоимость все-таки будет снижаться, то причиной может стать только ущерб, который наносится европейской промышленности, то есть сокращение спроса за счет остановки производственных активов».

На прошлой неделе глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол заявил, что из-за постепенного отказа Европы от российского топлива Москва «точно навсегда» потеряла ЕС, как энергетический рынок. По его оценкам, на переориентацию поставок в Азию стране потребуется 10 лет. Процесс будет сопровождаться крупными убытками, но «это только начало», заключил глава Международного энергетического агентства.