Двусторонние партнёрские отношения Москвы и Пекина приобрели особую важность с момента обострения политической ситуации между Россией и Западом. По крайней мере, начиная с 2014 г. политики обеих стран всё чаще выступают за более тесное сотрудничество между державами. Тема всестороннего сотрудничества двух стран стала основной на четвертой российско-китайской конференции, состоявшейся 29-30 мая в Пекине. Саммит в китайской столице прошёл при поддержке группы CREON, являющейся многолетним партнёром Российского международным делам (РСМД). В работе форума, организованного совместно с Китайской академией общественных наук в сотрудничестве с Советом по делам стратегического взаимодействия Китая и России и ИРВЕЦА, приняли участие более 300 делегатов.

Название конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху» уже само по себе внушает оптимизм. Дай Бинго, член Госсовета КНР в отставке, председатель Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития, высоко оценил потенциал обоюдных стратегических интересов обеих стран. Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России (1998-2004) и нынешний президент РСМД, остался удовлетворён «активизацией отношений в последние годы, важность которых не следует недооценивать в нашем всё более нестабильном мире». В соответствии с прошедшими на высшем уровне обсуждениями, в политическом плане Китай и Россия стали ближе, чем когда-либо ранее.

А как дела обстоят на экономическом фронте? По словам представителей обеих стран, здесь по-прежнему есть простор для совершенствования. Ли Синь, старший научный сотрудник академии и директор Центра исследований России и Центральной Азии Шанхайской академии общественных наук, отметил «низкий уровень прямых инвестиций с китайской стороны в Россию и наоборот. Причина - в отсутствии взаимного доверия и понимания».

Главный экономист инвестиционной компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин пришел к аналогичному выводу и заявил, что проблема заключается в нехватке «равноправных отношений». Китайцы не будут правы, если постараются объяснить низкий уровень инвестиций в Россию существующими инвестиционными барьерами: «Китай уже преодолел намного более сложные инвестиционные барьеры в Африке много лет назад. Настало время признать одну истину - мы не доверяем друг другу, и это не вопрос таможенных барьеров». «Мы должны разрешить инвестиции в сектора добычи и переработки природных ресурсов, а также в масштабные инфраструктурные проекты», - предложил бывший замминистра экономического развития, зампредседателя и главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, рассуждая о причинах низкого уровня прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию. По его мнению, инвестиционная активность Китая в России слишком ограничена ролью кредитора.

На прошлогодней конференции группа CREON представила данные об участии китайских финансовых институтов в российских проектах, объем инвестиций составляет порядка $62 млрд. За год данный показатель остался неизменным, что говорит о том, что 98% ПИИ из Поднебесной продолжает поступать в сырьевой и энергетический секторы. Складывается ощущение, что Китай по-прежнему рассматривает Россию исключительно в качестве поставщика сырья.

Основатель фонда прямых инвестиций CREON Capital Фарес Кильзие считает, что такое восприятие в корне неправильно, инвестиции в ТЭК - это лишь первоначально необходимый этап, который подходит к завершению. Сейчас для КНР открываются возможности участия в российских проектах второго передела с большей добавленной стоимостью, минимальными политическими рисками и ускоренным возвратом инвестиций. Например, агрохимические и газохимические проекты не подпадают под санкции и весьма привлекательны с экономической точки зрения.

«При этом для такого рода проектов у России есть свои собственные коммерческие финансовые ресурсы. Нам нужны надежные технологические партнеры, и мы приглашаем к сотрудничеству китайские компании, обладающие необходимым опытом, особенно из частного негосударственного сектора, - говорит г-н Кильзие. - Со своей стороны мы готовы в рамках инвестиционной рабочей группы на безвозмездной основе взаимодействовать с Китайской академией общественных наук, с Государственным комитетом по делам развития и реформ (NDRC), с различными предприятиями КНР с целью выработки механизмов поиска, создания и реализации новых проектов на постоянной, системной основе для осуществления совместных инвестиций».