Во всей ситуации, которая на сегодняшний день сложилась в мире, нет ни одной страны, которая могла бы выступить бенефициаром на сокращение поставок газа из России. Об этом на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) заявила РБК бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль.

«Во всей этой ситуации вообще нет бенефициара», — сказала она, отвечая на вопрос о том, кто может являться геополитическим бенефициаром газового эмбарго.

Евросоюз с конца февраля ввел против России несколько пакетов санкций. В шестой пакет вошло частичное эмбарго на импорт российской нефти, однако ограничения на поставки российского газа в него не вошли. В частности, против введения такого эмбарго выступали Австрия, Венгрия, Сербия и Германия.

Тем не менее, по данным Bloomberg, уже 7 сентября в ЕС обсудят предложения о введении «потолка цен» на газ из России. На встрече обсудят два возможных инструмента для сдерживания цен: лимит цены на импортируемый газ и административное ценообразование во время ЧС для наиболее пострадавших от перебоев с поставками регионов.

В ответ на западные санкции президент России Владимир Путин подписал указ о переводе оплаты газа для недружественных стран в рубли. Схема начала действовать с 1 апреля. Согласно указу президента, компании из таких государств должны открыть два счета в Газпромбанке в валюте и рублях. Банк должен получить евро или доллары, а затем конвертировать их в рубли на Московской бирже и зачислить рубли на второй счет.

Некоторые страны согласились на поставки в рублях, однако Еврокомиссия сочла такой способ оплаты газа «обходом антироссийских санкций». Из-за отказа платить в российской валюте «Газпром», в частности, остановил поставки во Францию, Нидерланды, Болгарию, Польшу и Финляндию. Также «Газпром» сократил поставки газа в Италию до 20 млн куб. м, а со 2 сентября полностью перекрыл поставки по «Северному потоку-1» — основному маршруту в Германию.

Россия неоднократно указывала, что ограничительные меры «оборачиваются бумерангом для западных экономик», причем Москва может ужесточить свои «специальные меры». Министр энергетики России Николай Шульгинов ранее заявил что Европа не сможет отказаться от российского газа, скорее всего, даже к 2027 году, так как это приведет к остановке европейской промышленности.