Крупнейшая в Черноземье независимая сеть АЗС «Липецкая топливная компания» прекратила работу и за последний месяц получила больше трех десятков заявлений о долгах на 2,5 млрд руб. Сбербанк, крупнейший кредитор приближающейся к банкротству компании, заинтересован привлечь инвестора в ее бизнес. Сеть из ста заправок с несколькими нефтебазами и парком бензовозов в случае банкротства может быть продана с серьезным дисконтом из-за высокой конкуренции с нефтяными холдингами, считают эксперты.

За неполный июль в арбитражный суд Липецкой области требования к Липецкой топливной компании (ЛТК, ООО «Предприятие "Управляющая компания"») заявили 34 ее контрагента. Головное юрлицо сети ЛТК, напомним, ушло под наблюдение в июне. На 23 июля, суд начал рассматривать только 16 заявлений, заседания по ним пройдут в течение августа. В них речь идет о долгах на сумму 2,5 млрд руб., подсчитал “Ъ-Черноземье”.

Крупнейшими кредиторами компании являются финансировавшие ее проекты банки. Сбербанк пытается включить в реестр требований кредиторов требования в сумме 1,29 млрд руб. Московский индустриальный банк заявил о долге в 336,79 млн руб. Банк «Зенит» (в него в 2019 году влился Липецккомбанк) заявил 184,09 млн руб.

В Сбербанке, на который приходится больше трети от известных долгов ЛТК, сообщили, что «заинтересованы в привлечении внешнего инвестора в бизнес компании», так как «в настоящий момент она не ведет производственную деятельность». Закрытые АЗС сети в Белгородской, Курской и Воронежской областях наблюдал и корреспондент. «В суд заявлена полная сумма долга ЛТК, которая сформировалась нарастающим итогом с 2018 года», — уточнили в Сбербанке.

В Московском индустриальном банке и «Зените» не ответили на запросы о причинах возникновения долга.

Сама ЛТК тоже предприняла попытку взять банкротство под контроль. Требования в 610,59 млн руб. как физлицо заявил гендиректор ООО «Предприятие "Управляющая компания"» Павел Кабанов. Связаться с ним вчера не удалось.

Липецкая топливная компания — ранее крупная в Черноземье действующая независимая сеть автозаправок, не входящая в структуру вертикально интегрированного нефтеперерабатывающего холдинга. У компании, по собственным данным на конец 2019 года, 103 заправки в Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Рязанской областях. Также у нее в собственности шесть нефтебаз в разных регионах ЦФО с резервом нефтепродуктов в 16 тыс. кубометров в каждой и автопарк из 24 танкеров Scania. Одну из этих нефтебаз в Воронеже у ЛТК уже купила Воронежская топливная компания.

По данным Kartoteka.ru, ООО «Предприятие "Управляющая компания"» зарегистрировано в Липецке в 2000 году. Уставный капитал — 24 млн руб. Основной вид деятельности — розничная торговля моторным топливом. Гендиректором выступает Павел Кабанов, 100% ООО принадлежат Артуру Шахову. В 2018 году компания получила 50,92 млн руб. чистой прибыли при выручке в 6,03 млрд руб. Кредиторская задолженность на тот момент составляла 603,19 млн руб. Более актуальные финпоказатели не раскрываются.

Кризис в ЛТК связан как со сложной конъюнктурой рынка, так и со спорами с крупными корпоративными клиентами, считает глава воронежской Ассоциации топливного рынка и председатель профильного комитета региональной торгово-промышленной палаты Алексей Трепалин. «На топливном рынке последние несколько лет сложилась ситуация, когда оптовые и мелкооптовые цены могут обгонять розничные. Это привело к низкой маржинальности бизнеса АЗС и его высокой закредитованности, — сказал господин Трепалин. — Катализатором выступили споры с потребителями. У крупных покупателей, в том числе у транспортного подразделения одного из крупнейших игроков сельскохозяйственного рынка, были претензии по качеству топлива, которые переросли в судебные разбирательства».

Одна АЗС в регионах Черноземья как имущественный комплекс стоит 50–60 млн руб. в зависимости от объема продаж топлива и отдаленности от крупных городов, подсчитал господин Трепалин. Столько же стоит нефтебаза на четыре-пять резервуаров, аналогичная тем, которые были у ЛТК.

Если дело о банкротстве ЛТК дойдет до распродажи имущества, продать активы быстро можно только со снижением цены вплоть до трех раз, считает арбитражный управляющий, директор воронежского филиала СРО «Авангард» Игорь Вышегородцев. Он вел банкротство сети АЗС «Тамнефть» в Тамбовской области.

«С учетом активной позиции Сбербанка активы будут привлекательными, если на них поставят адекватную цену. В процессе торгов возможно сдать заправки в аренду, а затем снижать цену от размера залога перед основным кредитором вплоть до чуть ниже рыночной», — предположил господин Вышегородцев.

Главный аналитик «Алора» Алексей Антонов оценил стоимость ЛТК примерно в 3 млрд руб.: «Привлекательности для покупателей не добавляет тот факт, что ЛТК банкротится при невозможности обслуживать сформировавшееся долговое бремя, что указывает на убыточность активов».