спг

Уже к 2020 году численность флота, работающего на сжиженном природном газе, может достичь 200 судов.

Когда крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» спустит на воду в 2018 году четыре новых танкера типа Aframax, они будут не только перевозить по 600 тыс. тонн нефти в голландский Роттердам, но и станут надеждой для всего сектора производства сжиженного газа. Дело в том, что эти суда станут первыми танкерами, работающими на сжиженном природном газе (LNG).

Больше всех новостям о переходе кораблей на LNG, обрадовались крупные поставщики LNG, которые за последние десять лет вложили в проекты, связанные с этим видом топлива, более 700 млрд долларов. Конечно, появление новых кораблей не произведет революционных изменений на рынке, потому что, по оценкам компании Energy Aspects Ltd., доля LNG как одного из видов топлива для судов к 2025 году не достигнет и 2% от общего потребления. Тем не менее, российские танкеры и круизные лайнеры, которые скоро начнут ходить по Балтийскому, Северному и Средиземному морям, помогут снизить избыток газа на рынках.

«Необходимо искать новых потребителей для LNG, - цитирует Bloomberg Майкла Ньюмана, специалиста по морским грузовым перевозкам лондонской компании Fearnleys A/S. - Большие мегапроекты сейчас все чаще уступают место мелким. К последним относится и использование сжиженного газа в качестве транспортного топлива».

После 2014 года из-за резкого роста предложения сжиженного газа и снижения закупок его такими крупными потребителями, как Япония и Южная Корея, спотовая цена LNG упала на две трети до 5,4 доллара за миллион британских термальных единиц. В результате мощного кризиса сектор вынужден искать новых потребителей.

К этому следует добавить и ужесточение в последние годы требований к судовладельцам с точки зрения защиты окружающей среды. От транспортных компаний, занимающихся морскими перевозками, требуют перехода на экологически более чистые виды топлива. К ним относится и сжиженный газ, который почти не содержит серы. Международная морская организация (IMO) снижает с 2020 года содержание серы в топливе с нынешних 3,5% до 0,5%, т.е. в семь раз!

Все это заставляет судовладельцев переводить корабли на сжиженный газ. Количество морских судов, работающих на LNG,  в ближайшие годы более чем удвоится и к 2020 году достигнет 200. Для справки: в прошлом году таких кораблей было, по данным Energy Aspects, 77, а в 2005 – лишь 5.

Развитие «газового» флота подстегнет спрос на сжиженный газ в течение трех ближайших лет до 1 млн тонн и до 5-7 млн т к 2025 году. Что же касается суммарного спроса на LNG, то он к 2025 году вырастет, по данным Bloomberg New Energy Finance, до 364 млн т с 260 млн т в прошлом году.

LNG для «Совкомфлота» будет поставлять Shell. Эта компания будет поставлять топливо и для первых в мире круизных лайнеров, работающих на новом виде топлива. Корабли компании Carnival Corp. на LNG начнут курсировать в северо-западной Европе и Средиземноморье уже в 2019 году. Первым же крупным пассажирским судном, работающим на LNG, стал в январе 2013 года Viking Grace, курсировавший между Хельсинки и Стокгольмом.

Расширяется и инфраструктура, необходимая для применения LNG в виде корабельного топлива. По данным International Gas Union, такая инфраструктура появится к 2025 году во всех крупных европейских портах.

Например, терминал Gate в Роттердаме уже оборудовал специальный причал для загрузки небольших кораблей и бункеровки, т.е. заправки судов топливом. Первым клиентом нового терминала станет Shell. По словам коммерческого менеджера Gate Штефана Адриаэнса, у него есть уже и второй клиент. 

Интерес к поставкам LNG в качестве топлива для судов проявил и французский нефтегазовый гигант Total SA. Он уже заключил контракт с Pavillion Energy Pte на покупку сжиженного газа для кораблей в Сингапуре, одном из самых больших портов планеты. Для этих целей Total нуждается в 1 млн т LNG, начиная с 2025 года, пишет Эксперт.