ЛУКОЙЛ планирует модернизировать нефтеперерабатывающий завод в Нижегородской области, вложившись в новый блок производства битума. Установка мощностью 70 т продукции в час ориентирована на экономичный выпуск дорожного битума путем окисления сырья, под которое на НПЗ в Кстове будет создана современная инфраструктура. Таким образом, предприятие станет крупнейшим производителем битума в структуре компании. Эксперты полагают, что проект поможет закрыть потребности центрального региона России в пиковые сезоны дорожного строительства.

Главгосэкспертиза одобрила документацию и результаты инженерных изысканий на второй этап строительства битумного производства на площадке ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Как сообщили в ведомстве, на нефтеперерабатывающем заводе в Кстове планируется создать блок производства нефтяных битумов с установкой мощностью 70 т в час и обеспечивающие ее работу общезаводские объекты: блоки теплообменников и реакторов, устройства приготовления высокотемпературного органического теплоносителя, печи дожига и дренажную емкость. Также на НПЗ появятся товарно-сырьевой парк из вертикальных стальных цилиндрических резервуаров, насосная станция с узлом охлаждения и автомобильная эстакада налива битума, площадки для отгрузки продукции и другие объекты.

Согласно проекту, пропускная способность парка подготовки сырья составит 145 т в час, эстакады и налива битума — 192 т в час. Дорожный битум планируется выпускать с применением процесса «Битурокс», когда продукция производится путем окисления продувкой воздухом тяжелых нефтяных остатков, таких как гудроны и асфальт. Кстовский нефтеперерабатывающий завод ЛУКОЙЛа ежегодно производит 850 тыс. т битума, еще 250 тыс. т позволяют выпускать мощности ООО «Волгограднефтепереработка». С учетом новых мощностей площадка компании в Нижегородской области станет крупнейшим производителем битума ЛУКОЙЛа.

О подготовке к масштабной инвестиционной компании по битумному производству за год до этого говорил вице-президент ЛУКОЙЛа по сбыту нефтепродуктов Максим Дондэ. Развитие этого направления господин Дондэ тогда оценивал в $100 млн с учетом реконструкции производств нефтеперерабатывающих мощностей и создание указанного научного центра. В марте специалисты кстовского завода начали выпускать три новые марки дорожного битума по новому межгосударственному стандарту ГОСТ 33133-2014, учитывающему современные требования к качеству дорожного покрытия. Сам проект расширения мощностей для Кстовского НПЗ разрабатывался генпроектировщиком перерабатывающего и сбытового сегмента компании ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородский научно-исследовательский и проектный институт по переработке нефти».

В мае 2019 года на площадке Кстовского НПЗ был создан научно-исследовательский центр по битумным материалам, который должен стать единой площадкой для взаимодействия дорожно-строительных организаций и научного сообщества для решения актуальных вопросов развития дорожного хозяйства.

О возможных перспективах расширения битумного производства “Ъ-Приволжье” ранее рассказывал бывший директор кстовского предприятия ЛУКОЙЛа Алексей Коваленко. Он отмечал, что вопрос реконструкции битумного производства рассматривался параллельно проекту строительства комплекса по переработке нефтяных остатков с установкой коксования с инвестициями 90 млрд руб. После запуска установки глубина переработки нефти на НПЗ увеличится с текущих 76% до 94–98%. Кокс будет поставляться на металлургические предприятия. В марте прошлого года региональный парламент одобрил предоставление ЛУКОЙЛу льгот по налогу на имущество на 3,1 млрд руб. и налогу на прибыль на 1,3 млрд руб. под строительство в Нижегородской области комплекса по переработке сырья, состоящего из вакуумного остатка с существующих установок первичной переработки нефти и битума (асфальта) с установки деасфальтизации. Проект оценивается в 80 млрд руб., бюджетный эффект для региона составит 14 млрд руб.

Параллельно компания планирует построить в Кстове новый комплекс изомеризации нефти с инвестициями в 9 млрд руб., который позволит удвоить производство высокооктановых компонентов для топлива из нефти с низким октановым числом до 800 тыс. т. Помимо этого ЛУКОЙЛ подготовил проект строительства установки для производства полипропилена годовой мощностью 500 тыс. т ориентировочной стоимостью $1 млрд.

Глава Rupec Андрей Костин говорит, что сегодня на российском строительном рынке качественный битум в дефиците. «Кстовский НПЗ в основном работает на центр страны, где ведется активное дорожное строительство, в том числе по нацпроекту “Безопасные и качественные дороги” и другим госпрограммам. В пик сезона регион не закрывается мощностями московского, ярославского и рязанского НПЗ. Нехватка объемов влечет необходимость везти битум из отдаленных регионов, увеличивая затраты на транспортировку. Дополнительные мощности позволят ЛУКОЙЛу заполнить эту нишу», — полагает эксперт. Кроме того, добавляет Андрей Костин, из-за ухудшения качества нефти постепенно снижается и качество битума, поэтому развитие мощностей и повышение качества продукции благоприятно для растущего рынка.