ЛУКОЙЛ, летом объявивший о намерении на четверть сократить инвестпрограмму, решил оптимизировать разросшийся центральный аппарат. Компания планирует перевести до половины сотрудников головного офиса в отдельный центр поддержки бизнеса, которому перейдет большинство функций, не касающихся добычи и переработки нефти. Предположительно, эти сотрудники будут работать в регионах. В ЛУКОЙЛе уверяют, что на зарплатах оптимизация не отразится. Однако источники видят возможность экономии до 25% затрат, поскольку не все сотрудники согласятся на такой перевод.

Как стало известно, ЛУКОЙЛ собирается создать новую структуру управления бизнесом, куда может быть переведено до половины сотрудников центрального аппарата. Один из источников отмечает, что зарплата работников при этом будет снижена. Другой собеседник уточняет, что в новую структуру может быть переведена большая часть сотрудников юридических, экономических и финансовых служб. Стратегические направления — разведка, добыча и переработка — останутся внутри головной компании.

«Центральный аппарат ЛУКОЙЛа слишком разросся, стал низкоэффективным и включает в себя ту часть экспертизы, которую необязательно держать в Москве. При этом каждое решение проходит через несколько кругов сложных согласований, затягивая рабочий процесс»,— поясняет источник, близкий к компании. По его словам, на переводе части сотрудников в регионы ЛУКОЙЛ сможет сэкономить 20–25% затрат.

Согласно отчетности компании по РСБУ, в центральном аппарате ЛУКОЙЛа в Москве сейчас работают 2,28 тыс. человек. Фонд их заработной платы в первом полугодии составил 6,8 млрд руб., а за 2019 год — 12,9 млрд руб. Летом компания объявляла о том, что примерно на четверть сократит свою инвестпрограмму, до 450–500 млрд руб., без учета проекта в Ираке.

В рамках кадровой реорганизации в ЛУКОЙЛе увольнять никого не планируют, но очевидно, что далеко не все работники согласятся на перевод в отдаленные регионы, а нанять там новые кадры будет априори дешевле, говорят собеседники. Один из источников “Ъ” уточняет, что возглавить новый центр поддержки бизнеса может первый вице-президент компании Александр Матыцын. Собеседник отмечает, что реорганизация будет проводиться в несколько этапов и может затянуться «на годы».

Как пояснили в самом ЛУКОЙЛе, «в рамках работы по совершенствованию системы управления и бизнес-процессов в настоящее время в компании идет развитие сервисной модели и создание многофункционального центра поддержки бизнеса». В компании отметили, что цель организационных изменений — повышение экономической эффективности. В ЛУКОЙЛе уверяют, что на условиях оплаты труда работников перевод не отразится.

По мнению главы совета директоров кадровой группы TopContact Артура Шамилова, ЛУКОЙЛ исторически отличался достаточно высокими управленческими затратами, так что оптимизацию можно только приветствовать. Безусловно, отмечает господин Шамилов, если есть дублирование функций между головной компанией и дочерними, логично сократить центральный аппарат, где более высокооплачиваемые должности, и увеличить функционал структур в регионах, где уровень зарплат ниже.