Через Македонию планируется проложить трансбалканский нефтепровод «Трансконнектор» примерно в 900 км - от Адриатики до Черного моря. Для переброски каспийской нефти в Европу, а североафриканской и/или ближневосточной нефти – в бывший СССР. Именно через Македонию достигается кратчайшее расстояние между адриатическими и черноморскими портами на Балканах.

Соглашение об этом проекте подписали в конце 2004 года президенты Албании, Македонии и Болгарии. В 2005 г. в США была учреждена компания для реализации этого проекта – «AMBO». Трасса трубопровода - порт Влора (Албания) – Скопье (Македония) – порт Варна (Болгария). Но политическая ситуация в регионе усложнила оперативную реализацию проекта. C АМВO сотрудничают Chevron, ExxonMobil, BP, Agip, Total, Halliburton.

Замминистра экономики, торговли и энергетики Албании Неритан Алибали пояснил обозревателю RCC, что «трансбалканский нефтепроводный проект Албания-Югославия-Болгария был предложен ещё в середине 1950-х годов (в рамках «просоветского» Совета Экономической Взаимопомощи, - прим. ред.). Он исключительно важен для Балкан. Его реализация существенно повысит роль нашего региона в мировой торговле нефтью и нефтяном транзите. И даст новый импульс экономическому развитию стран-участниц проекта. Но в технологическом плане проект весьма сложный и потому крупнозатратный. Поэтому наблюдается пока «точечная» реализация проекта».

Нынешний кризис в Македонии тоже не способствует созданию этой артерии. Но македонские власти в 2010-2012 гг. выражали заинтересованность в продолжении работы другого нефтетранзитного маршрута: Греция-Македония-Сербия. Реконструкция этой «трубы» планировалась с участием ряда нефтегазовых компаний из России.

Эти планы обсуждались в ходе российско-македонского и российско-греческого деловых форумов в 2013 г. По данным «Нефть и Капитал», руководство ЛУКОЙЛа еще в 2001 г. предлагало греческой стороне продлить на 150 км трассу черноморско-эгейского нефтепровода порт Бургас  – порт Александруполис  до Салоник. Отмечалось, что «в этом случае проект Бургас-Александруполис (БА) подорожает на 25-30%, зато будет обеспечен доступ российской трубопроводной нефти не только в Салоники, но и на македонский НПЗ (почти 3 млн т/год по готовой продукции), благодаря нефтепроводу Салоники-Скопье».

Проект БА был инициирован Россией в середине 1990-х годов для обхода турецкких проливов, где вводились ограничения на танкерные перевозки. Через эти проливы проходит до 25% объема российского нефтеэкспорта. Но в 2013-2014 гг. болгарская сторона вышла из проекта БА, подтвердив при этом свою заинтересованность в «непророссийском» нефтетранзитном проекте Албания-Македония-Болгария.

Вассилиос Кратонис, старший менеджер по сбыту греческой компании «Энаркис», уточнил RCC, что «порт Салоники и связанные с ним магистрали приобретают  более важное значение для международной торговли. Но в той части, где затрагиваются интересы нефтяного бизнеса, обостряется конкуренция за «салоникские» маршруты. Имеется информация об их переориентации на транзит азербайджанской и казахстанской нефти и о планах понизить роль нефти из России на Балканах».

«Нефтепроводный маршрут Салоники-Скопье-Белград вступил в действие в середине 1960-х г., ввиду парализации работы и последующего закрытия (почти на 10 лет) Суэцкого канала из-за арабо-израильского конфликта, - уточнил Али Вэта, экс-замдиректора НПЗ в Албании. - В Салоники поступала нефть в основном из Ирака и Аравийского полуострова, перекачиваемая до портов Сирии, Ливана и Турции. Затем это сырье через Средиземное и Эгейское моря направлялось в Салоники. С 1990-х г. в трубопровод Салоники-Скопье поступает и североафриканская нефть и, частично та, что вывозится из транзитных портов Турции». Кроме того, через Салоники с начала 2000-х г., по данным А.Вэта, быстро увеличивался ввоз иранской нефти. В обратном направлении через этот порт вывозятся нефтепродукты, в том числе с македонского НПЗ.

Албания тоже располагает крупными запасами нефти, часть которой может поставляться по артерии Влора-Скопье-Варна и в бывший СССР. По оценкам ЦДУ ТЭК и канадской «Bankers Petroleum», в районе Patos-Marinza общие геологические запасы достигают 1,1 млрд т, на месторождении Kucova  первоначальные геологические запасы – свыше 40 млн т. Нефть из Kucova перерабатывалась на НПЗ в близлежащем г. Церрик. Нефтедобыча в стране - около 1,1 млн т в 2014 г.- упала более чем наполовину в сравнении с 1986-1988 годами. Примерно в той же пропорции упал албанский нефтеэкспорт (около 550 тыс. т в 2014 г.). Ввиду политических проблем между Албанией и Грецией, из-за отсутствия албано-греческого нефтепровода, албанская нефть не вывозилась через Салоники и другие греческие порты.

Но именно Салоники могут стать главным в Европе «входным» терминалом для нефти из Ирана. Это следует из заявления в Афинах 28 мая этого года министра иностранных дел Греции Никоса Котзиаса: «Иран располагает большими высококачественными запасами газа и особенно  нефти. Греция, с точки зрения географии, представляет «вход» в Европейский Союз. Также Греция располагает большим флотом для перевозки сжиженного газа и нефти. Новые трубопроводы, которые необходимы Балканам, будут поставлять энергоносители и из Ирана».

 Н.Котзиас  отметил недавнюю встречу в Будапеште представителей Турции, Греции, Македонии, Сербии и Венгрии по вопросам энерготранзита и энергобезопасности в балканско-дунайском регионе. Г-н Котзиас также напомнил о планах Греции, «заявленных на этой встрече, стать транзитёром энергоносителей в Восточную и Центральную Европу».