Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагают снизить норматив продажи бензина на бирже на 5% в период с 1 апреля по 30 июня текущего года. Это следует из проекта совместного приказа ведомств, опубликованного на сайте нормативных правовых актов.

Обязательный норматив продажи бензина предлагается снизить с 10% до 5%, дизельного топлива в этом же периоде до 3% с действующих 6%, топлива для реактивных двигателей - до 5% с 10%, мазута - до 1% с текущих 2%, сжиженных углеводородных газов - до 2,5% с действующих 5%.

"Предложения продиктованы сложившейся текущей экономической ситуацией, снижением спроса на нефтепродукты и изменением мировой конъюнктуры нефтяной отрасли, в том числе на фоне распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", - приводит "Коммерсант" слова представителя ФАС. В ведомстве убеждены, что временное снижение нормативов продаж позволит стабилизировать ситуацию и обеспечить баланс спроса и предложения на рынках нефтепродуктов.

Инициатива по снижению обязательных нормативов продаж на бирже появилась в апреле на фоне падения спроса на топливо и растущих выплат НК по демпферу, в результате которых продажи автомобильного топлива на СПбМТСБ стали убыточны. 

Так, за неделю с 13 по 19 апреля стоимость бензина АИ-92 на бирже сократилась почти на 11% или 4,2 тыс. рублей за тонну. 20 апреля топливо реализовывалось по 35,77 тыс. рублей за тонну (в европейской части России). При этом издержки НК на выплаты акцизов, демпфера и другие налоговые составляющие достигают около 38 тыс. рублей за тонну. Таким образом, чистый убыток от продажи бензина на бирже превышает 2 тыс. рублей за тонну.

Урегулировать ситуацию могла бы временная отмена демпфера, но Минфин настроен категорически против данной инициативы, так как растущие выплаты НК позволят частично нивелировать потери госбюджета от рекордно низких экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Аналогичного мнения придерживается и Минэнерго. По словам министра энергетики Александра Новака, при текущих ценах на нефть выплаты компаний по демпферу позволят пополнить бюджет примерно на 1 трлн рублей в 2020 году, пишет Рупек.

Однако не только производители нефтепродуктов терпят убытки. Так, стоимость пропана-бутана технического, по данным агентства Reuters, на конец марта на польско-белорусской границе снизились до $110-120 за тонну. Падение составило около $65 за тонну. Пропан подешевел до $180-190 за тонну.

В качестве меры поддержки отрасли в ФАС и Минэнерго пришли к выводу, что необходимо пересмотреть нормативы биржевых продаж.