нефтянка

Старт налоговой реформы в нефтяной отрасли был намечен на начало следующего года – такие сроки обсуждались на совещаниях в правительстве. Однако до сих пор Минфину и Минэнерго не удавалось договориться о параметрах нового налога на добавленный доход (НДД). В отличие от НДПИ он будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД может быть на всех новых месторождениях в Восточной Сибири и нескольких старых – в Западной (с суммарной добычей в 10–15 млн т). Из-за последних у бюджета и возникают выпадающие доходы в 50–60 млрд руб. Компенсировать эти потери Минфин хотел путем повышения нагрузки по НДПИ на 60 млрд руб. для всей отрасли, но нефтяники выступили против. Переговоры между министерствами зашли в тупик и на последнем совещании в январе премьер-министр Дмитрий Медведев дал чиновникам месяц, чтобы найти компромисс.

Компромисс уже почти найден – выпадающие доходы бюджета могут оказаться ниже. Для этого будут пересмотрены максимально допустимые затраты, на которые можно уменьшать базу для расчета налога. В подготовленном Минфином законопроекте они составляли 9520 руб./т, что и оборачивалось потерями бюджета в 50–60 млрд руб. Теперь Минфин и Минэнерго договорились снизить эту планку до 7000–7500 руб./т, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника из обоих министерств. На этом уровне затраты будут закреплены на первые два-три года, уточняет один из чиновников. Тогда выпадающие доходы бюджета будут ниже – 15–25 млрд руб., а это уже приемлемый уровень, при котором компенсация может и не потребоваться, надеется другой чиновник. Минфин изначально завысил предельные затраты, очевидно, что у большинства месторождений они намного ниже 9520 руб./т, считает старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Представители Минфина и Минэнерго не ответили на запрос.

Какими будут потери бюджета, точно пока не известно, так как не отобраны еще пилотные месторождения, рассуждает Ежов, поэтому Минфин оценивает их исходя из предельных затрат. Если они будут около 7000 руб./т, а эксперимент будет проведен на месторождениях с добычей в 15 млн т, то бюджет потеряет около 30 млрд руб., при 10 млн т – 22 млрд, следует из расчетов Vygon Consulting. Даже 7000 руб./т – завышенные расходы, считает директор нефтегазового центра EY Денис Борисов: текущий уровень производственных издержек для среднего западносибирского проекта – примерно 5000 руб./т. Значения, ранее обозначенные Минфином, более характерны для новых месторождений отдельных регионов. При запуске пилотов на 10 млн т потери бюджета едва ли превысят 20 млрд руб., по оценкам Борисова.

Однако расчеты Минфина не учитывают рост добычи – а это неправильно, ведь НДД и призван стимулировать ее, рассуждает Ежов. При предельных затратах в 7118 руб./т НДД перестает приносить бюджету потери, если добыча на пилотных месторождениях вырастет хотя бы на 20%. При росте на 30% у бюджета будут уже дополнительные доходы почти в 12 млрд руб., следует из данных Vygon Consulting. 

Но у реформы, которая, казалось бы, приблизилась к финальной стадии, возникло новое препятствие – просьба «Роснефти» предоставить льготу для месторождения Самотлор как для обводненного, снизив НДПИ вдвое. Это может поставить крест на НДД, сетуют чиновники. Льготу для своего гигантского месторождения «Роснефть» попросила в конце прошлого года. Минфин предложил альтернативу – включить проект в список пилотных месторождений для НДД, но исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин настаивает на льготе, рассказывают чиновники.

Перевод Самотлора на НДД приведет к дополнительным потерям бюджета, но льгота обойдется еще дороже – 60–80 млрд руб., по подсчетам Минфина. Она разбалансирует всю систему, другие нефтяные лоббисты тоже будут просить льготы, сетует федеральный чиновник. Если же «Роснефти» не дадут льготу, то компания обещает выступить против НДД и потопить реформу, рассказывают три федеральных чиновника. Так что при любых раскладах НДД сейчас под угрозой, переживает один из них. Представитель «Роснефти» вчера был недоступен для комментариев.

Один из аргументов компании – льгота была обещана покупателям 19,5% «Роснефти» (Glencore и Qatar Investment Authority), рассказывали люди, близкие к сделке, и чиновники. Есть два сценария события, рассуждает один из чиновников: «Если такие договоренности действительно были, то устные и на высшем уровне, и тогда решение о льготе будет принимать один человек [президент Владимир Путин]; если же их не было, то победит здравый смысл – и Минфин, и Минэнерго считают это нецелесообразным».