Минфин РФ не готов предоставлять налоговые кредиты НПЗ за счет топливных акцизов и считает, что Минэнерго должно искать другие механизмы поддержки нефтепереработки.

"Конечно, налоговое кредитование – это невозможный механизм. Я знаю, что Минэнерго прорабатывает иные механизмы. Когда они будут готовы что-то с нами обсуждать, мы готовы будем это рассмотреть", - сказал журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики министерства финансов Алексей Сазанов.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев ранее поручил Минфину и Минэнерго до 15 января 2018 года представить в правительство предложения по стимулированию дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Поручение было дано по итогам совещания о развитии нефтяной отрасли в РФ.

В качестве возможных вариантов Минфин предлагал ввести практику "отрицательного акциза" - выплаты определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов. Минэнерго предложило вариант налогового кредитования, когда НПЗ вовсе освобождается от уплаты акцизов на время модернизации с обязательством выплатить такой "кредит" в последующие годы.

"Кредитование невозможно, потому что акцизы идут в дорожный фонд. Это источник формирования дорожных фондов. Соответственно, кредитовать за счет акцизов означает выпадающие доходы дорожных фондов, что в сложившейся экономической ситуации просто невозможно", - заявил Сазанов.

Вопрос о дополнительных мерах по стимулированию нефтепереработки возник в связи с возвратом министерств к дискуссии о налоговом маневре в нефтянке. Правительство уже несколько лет обсуждает такой маневр, предполагающийся поэтапное снижение - вплоть до обнуления - экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налогообложения добычи.

Это даст дополнительные ресурсы для бюджета, однако увеличит нагрузку на НПЗ, которые, по уверению Минэнерго, не успеют завершить свои планы по модернизации. На сегодняшний день, по оценкам профильного министерства, в России модернизировано чуть больше половины НПЗ, а действующая экспортная пошлина по сути является субсидией, которая позволяет обеспечить минимальную маржинальность их работы. Минфин настаивает на завершении маневра, соглашаясь предоставлять поддержку только эффективных переработчиков, а не тех, кто, пользуясь общей льготной системой, вывозит под видом нефтепродуктов слегка переработанную нефть, передает Прайм.