Минпромторг опубликовал проект постановления по субсидированию производства газомоторной техники. Изначально программа прямой поддержки ГМТ была отменена с 2020 года, а субсидирование спроса на такую технику должно было идти в рамках единого для машиностроения механизма льготного лизинга. Но позднее от такой конфигурации решено было отказаться, и еще в первые дни работы Юрия Борисова на посту промышленного вице-премьера достигнута договоренность об исключении субсидирования ГМТ меры из периметра лизинга. Представленный проект подготовлен по поручению господина Борисова от 28 января.

Реализация программы позволит улучшить экологическую ситуацию в регионах России за счет увеличения численности транспорта (в том числе общественного и коммунального), использующего природный газ в качестве моторного топлива, отмечают в Минпромторге.

Бюджет программы составит 3,3 млрд руб., что позволит реализовать более 8 тыс. единиц техники. Проектом предусматривается предоставление субсидий производителям в размере скидки, которую те предоставили покупателю.

При этом теперь предельные размеры субсидии для ряда видов техники на компримированном газе снижены в два раза. В частности, это коснется всех видов автобусов и теперь максимальная скидка, например, на автобус массой до 5 тонн и вместимостью не более восьми мест упадет до 105 тыс. руб. Аналогичная ситуация и по грузовикам: так, предельный размер субсидии на тяжелые грузовики (массой свыше 11 тонн) составит 750 тыс. руб. Снижение размера скидки не отразится только на автомобилях на КПГ массой до 3,5 тонн и легковых машинах, для которых лимиты субсидирования остались неизменными.

По мнению Минпромторга, объем производства техники на КПГ уже на приемлемом уровне, и теперь нужно стимулировать выпуск автомобилей на сжиженном природном газе (СПГ), говорят собеседники, знакомые с ситуацией. Источник на рынке поясняет, что эти виды топлива традиционно используются для разных целей: если КПГ — легковые и легкие коммерческие автомобили, а также автобусы, то СПГ — магистральные тягачи. Еще один собеседник считает, что Минпромторг «делает все, чтобы зарубить программу газомоторной техники, не доведя ее до уровня, который был дал необходимый экологический и экономический эффект». Урезание субсидии на автобусы на КПГ автоматически приведет к падению поставок газовых автобусов до 75%, говорит он. При этом магистральные тягачи, под поддержку которых скорректирована программа, в силу того, что это нишевый сегмент, не станут «тянущей силой» ни для развития парка, ни для инфрастурктуры и не дадут социальный эффект, заключает он.

В КамАЗе сказали, что у концерна налажено производство машин как на КПГ, так и на СПГ. Комментировать изменения там считают преждевременным.

В Минпромторге “Ъ” сказали, что размер максимальной скидки для автобусов и грузовых автомобилей действительно предлагается снизить на 50% (по отношению к прошлому году). Это связано со снижением стоимости локализованного газобаллонного оборудования и ростом потребительского интереса к газомоторной технике, объясняют там. При этом размер скидки сохранится на уровне 2019 года для СПГ техники, а также для КПГ техники, реализуемой на территории Дальнего востока в целях компенсации транспортных расходов и обеспечения ценового паритета с импортной б/у техникой, традиционно востребованной в ДФО.