Мировой рынок угля в настоящее время отличается значительной волатильностью из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции, энергоперехода и введения рядом стран эмбарго на импорт российского угля.

Об этом в статье для журнала "Энергетическая политика" написал вице-премьер России Александр Новак.

"При этом последние два года стали достаточно сложными для угольной промышленности. Отрасль столкнулась с рядом вызовов, среди которых экономические последствия пандемии, стремление к ускоренному энергопереходу, а также переориентация логистических цепочек в связи с отказом ряда стран от поставок из России. В результате мировой рынок угля сегодня отличается высокой волатильностью", - отметил Новак.

Вице-премьер добавил, что к концу лета - началу осени 2021 года цены на энергоресурсы в мире резко выросли на фоне ускоренного восстановления мировой экономики после пандемии и повышенного спроса. Так, в результате стоимость угля на мировых рынках превысила $400 за тонну, пишет ТАСС.

Одновременно с этим многие страны заявили о намерениях достичь углеродной нейтральности в течение следующих 20-40 лет, однако на конференции ООН по климату формулировка была смягчена. "Финальный документ фиксирует договоренность "постепенно сокращать", а не "прекращать", как было обозначено ранее, потребление угля. Также соглашение призывает активизировать усилия по снижению объемов производства электроэнергии на угольных станциях, но уточняется, что речь идет только о тех, где нет технологий улавливания углекислого газа", - добавил Новак.

Наряду с этим неопределенность на рынке создает необходимость переориентации поставок угля после введения рядом стран эмбарго на импорт угля из России. При этом доля России, Индонезии и Австралии в мировом экспорте угля составляет порядка 80%, и отсутствие одного из ведущих производителей ведет к повышенному спросу и росту цен.

"Поэтому сегодня потребители как в ЕС, так и в других странах вынуждены срочно искать новых поставщиков угля, нарушая сложившийся баланс и разрывая устойчивые логистические цепочки, что приводит к дополнительным финансовым издержкам на транспортировку, повышенному спросу, хаосу на рынке и росту цен", - подытожил Новак.