«Консорциум «Ямал СПГ» попросил нас доставить наш второй перевозчик сжиженного природного газа (СПГ) класса Arc7 раньше запланированной даты», – цитируются слова исполнительного директора канадской Teekay Марка Кремина в сообщении компании о раскрытии финансовой отчетности за II квартал 2018 г. Изначально предполагалось, что еще один танкер класса Yamalmax потребуется «Ямал СПГ» с ноября этого года, следует из слов Кремина, но сейчас сроки корректируются из-за досрочного запуска второй технологической линии завода. «Она, как ожидается, будет введена в строй в августе 2018 г.», – сказал он.

Начало производства СПГ на второй линии завода «Ямал СПГ» может начаться в первой декаде августа, сообщал 19 июля предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. О каком именно судне идет речь, Teekay не уточняет. На вопрос, просил ли «Новатэк» других партнеров предоставить суда раньше, чем планировалось, представитель компании не ответил.

7 августа в порту Сабетта находился СПГ-танкер Clean Planet, принадлежащий еще одному партнеру проекта – греческой Dynagas. В середине августа для «Ямал СПГ» будет доступен краткосрочный фрахт судна Yenisei river, a с октября к флоту проекта присоединится Lena river (оба Dynagas), сообщал судовладелец. «Максимально ускорить начало выполнения 15-летних контрактов [на фрахт обоих судов] «Ямал [СПГ]» попросил еще 1 июля», – говорилось в сообщении компании.

«Ямал СПГ» – первый арктический завод «Новатэка» по сжижению газа. Изначально проект предполагал строительство трех линий мощностью 5,5 млн т в год каждая со сроками запуска в конце 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. «Новатэк» заказал на южнокорейской верфи DSME строительство 15 танкеров ледового класса Arc7, они необходимы, чтобы сократить транспортное плечо при доставке СПГ в страны АТР. Стоимость заказа в 2014 г. оценивалась в $5,5 млрд. Владельцем первого газовоза – «Кристоф де Маржери» стал «Совкомфлот». Канадско-китайский консорциум Teekay / China LNG Shipping заказал шесть танкеров. Японско-китайский консорциум MOL / China Shipping заказал еще три судна. Остальные пять танкеров класса Yamalmax будут принадлежать Dynagas вместе с китайскими China LNG Shipping Co. и Sinotrans Shipping Ltd. Первая очередь «Ямал СПГ» начала коммерческие отгрузки сжиженного газа в декабре 2017 г. Пока готовую продукцию забирают лишь пять танкеров Arc7 из 15 заказанных в Южной Корее: «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Федор Литке», «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль». Суда Clean Planet, Yenisei river и Lena river относятся к другому проекту, обладают чуть меньшей грузовместимостью и могут требовать ледокольного сопровождения. Но без расширения флота обеспечить своевременную отгрузку СПГ в Сабетте «Ямал СПГ» не сможет, следует из расчетов директора отдела корпораций Fitch Дмитрия Маринченко. «Новатэк» собирается досрочно запустить вторую и третью очереди «Ямал СПГ» – для этого ему нужно как можно быстрее получить в распоряжение танкеры для перевозки газа, иначе транспорт станет узким горлышком для проекта, что не позволит сразу вывести производство на полную мощность», – говорит он.

Дополнительные 8 млн т СПГ, которые может произвести «Ямал СПГ» за счет досрочного запуска второй и третьей линий, могут принести ему около $4 млрд выручки, считали в Fitch. Но после запуска второй очереди «Новатэку» потребуется минимум 8–9 танкеров, и то при условии, что перевалка будет происходить в Европе, посчитал Маринченко. Для трех очередей – минимум 12–13 судов. Для перевозки по Северному морскому пути (СМП) танкеров понадобится еще больше из-за транспортного плеча, подчеркивает эксперт. «Покупателям, в том числе китайским, пока не важно, каким образом к ним придет законтрактованный газ – через Европу или по СМП. Цена от этого не изменится. Нельзя исключать, что часть поставок будет закрыта свопами, – говорит Маринченко. – Но «Новатэку» также важно показать, что СМП является стабильным рабочим маршрутом – для подогрева интереса возможных инвесторов к «Арктик СПГ 2». Поэтому часть поставок все же будет осуществляться по северному маршруту», пишут Ведомости.