НОВАТЭК выбрал поставщиков основного оборудования для своего проекта по сжижению газа «Обский СПГ», который должен быть введен в 2022–2023 годах. На конкурсе победила совместная заявка немецкой Siemens и «Казанькомпрессормаша» (группа ГМС). Siemens поставит на две линии завода семь турбин SGT-700 (32,8 МВт, одна из турбин запасная, поскольку оборудование на СПГ-заводе должно работать в непрерывном цикле). ГМС в 2021 году установит на «Обском СПГ» десять компрессоров метанового и этанового контуров, которые способны работать при низких температурах,— до сих пор у компании отсутствовали компетенции в производстве подобного оборудования.

Стоимость контакта на поставку оборудования составит около €130 млн (10,5 млрд руб.). Также НОВАТЭК будет 20–25 лет платить за сервис. В НОВАТЭКе и Siemens от комментариев отказались. В группе ГМС не ответили.

Исходно предполагалось, что базой для «Обского СПГ» станет исключительно российское оборудование, но НОВАТЭК пока решил отказаться от этой концепции. «Обский СПГ», как и четвертая линия «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн тонн, будет построен по собственной технологии НОВАТЭКа «Арктический каскад». При этом для «Обского СПГ» технология будет модифицирована из-за большей мощности линий сжижения — сейчас компания ожидает выдачи отдельного патента.

Совокупная мощность двух линий сжижения «Обского СПГ» составит 5 млн тонн в год. Окончательное инвестиционное решение по проекту компания примет после принятия закона о возможности экспорта газа с ресурсной базы завода — Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений (запасы 157,3 млрд кубометров по стандартам SEC). Предварительно планируется, что завод будет запущен в конце 2022 года.

Кроме того, НОВАТЭК, как утверждают собеседники “Ъ”, выбрал поставщика и другого типа основного оборудования для «Обского СПГ» — криогенных теплообменников, которые нужны для того, чтобы охлаждать газ на последней стадии сжижения. Поставками займется «ЗиО-Подольск» «Атомэнергомаша» (структура «Росатома»). В «Росатоме»” подтвердили свое участие в конкурсе.

Сергей Капитонов из центра энергетики МШУ «Сколково» напоминает, что у российских компаний нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения и в России никогда не производилось ключевое оборудование для него.