разлив нефти

До конца осени для реализации закона о предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будут изданы восемь подзаконных актов. В новых правилах пропишут, как проводить и финансировать работы, направленные на недопущение экологических катастроф, а также порядок оценки и возмещения ущерба. Об этом сообщили в Минприроды и Совете Федерации. При этом сенаторы не исключают, что в дальнейшем потребуется разработать дополнительные нормативно-правовые документы. В мае была объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба из-за катастрофы в Норильске. В результате разгерметизации топливного резервуара «дочки» «Норникеля» вылилось более 21 тыс. т дизеля. Росприроднадзор оценил ущерб примерно в 148 млрд рублей. По данным экспертов, устранение основных последствий случившегося может занять до одного года.

Бережный подход

В правительстве планируют сделать всё необходимое, чтобы защитить россиян и уникальную природу страны от экологических катастроф, в том числе связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, сообщили в пресс-службе Минприроды. Так, ведомство внесло в кабмин проект плана-графика подготовки восьми нормативных правовых актов правительства и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона № 207 «О внесении изменений в ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ».

«Они направлены на совершенствование законодательной базы по предупреждению разлива нефти и нефтепродуктов. В частности, на решение вопросов установления правил организации проведения соответствующих работ на территории РФ, утверждение методики расчета финансового обеспечения мероприятий, направленных на возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, в случае, если разлив случился», — говорится в ответе пресс-службы ведомства «Известиям».

Эти акты внесут в правительство и утвердят ответственными федеральными органами исполнительной власти, уточнили в Минприроды. Завершить подготовку подзаконных документов планируется до конца осени.

Новые правила будут касаться методологии оценки разлива и анализа ущерба, пояснил председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

— Закон № 207-ФЗ очень важный, поэтому и принимался весьма быстро. Минприроды должно согласовать подзаконные акты с другими профильными ведомствами, а потом их зарегистрирует Министерство юстиции, — рассказал сенатор.

Природный коллапс

В случае нанесения ущерба федеральным водам компенсация переводится в бюджет страны. В обсуждаемых подзаконных актах будет прописано, как и на каких условиях эти деньги будут получать регионы. Об этом заявил член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Красноярского края Валерий Семенов.

По его словам, во время проработки нормативно-правовой базы политики и эксперты профильных министерств сошлись во мнении, что в случае, если субъект недополучил средства в свой бюджет из-за аварии, федеральный центр должен решить вопрос по компенсации этой суммы. Однако за использованием этих средств будут следить не только региональные власти, но и профильные ведомства России.

Кроме того, обсуждается изменение источника возмещения вреда. Компании могут обязать выделять средства из чистой прибыли, а не из операционных расходов — это будет сильнее бить по карману, считает сенатор.

— Нужно наводить порядок, чтобы каждый на своем месте выполнял свои обязанности — начиная от частных компаний до людей, облеченных властью, особенно в контрольно-надзорных органах. Работа предстоит большая. Возможно, мы не остановимся на восьми подзаконных актах. Могут потребоваться дополнительные документы для реализации уже принятых законов, — заявил сенатор.

Природные катастрофы, как пояснил член СПЧ, председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков, происходят в России по трем основным причинам. Во-первых, компании, по его мнению, не обращают должного внимания на всю сложность работы в северных территориях — первоочередная задача — извлечение прибыли любой ценой. Во-вторых, ЧС зачастую обусловлены просчетами властей, которые, не имея отлаженной системы контроля, не могут уследить за бизнесменами.

— В-третьих, проблемы заключаются в изменении климата, на что у нас в стране в принципе долгое время не обращали внимание. Больше 10 лет известно, что происходит таяние вечной мерзлоты, а у нас вся инфраструктура построена с учетом существования этой мерзлоты. Поэтому необходимо проводить больше контрольных мероприятий. Однако это пока не делается, — подчеркнул эксперт.

Готовящиеся подзаконные акты должны учитывать эти три основные проблемы для минимизации рисков новых аварий. В долгосрочной перспективе властям нужно сделать так, чтобы компаниям было невыгодно загрязнять природу, считает Сергей Цыпленков. При этом не всегда главную роль играет размер штрафа, важнее — неотвратимость наказания.

— Главное, чтобы законодательная система стимулировала бизнесменов модернизировать производство. Но сейчас это так не работает. От штрафов легко уйти либо они такие незначительные, что их проще заплатить, — считает специалист.

На слабые и редкие проверки бизнеса пожаловались и во Всероссийском обществе охраны природы. Именно это, по мнению экспертов, зачастую становится причиной аварий.

— Необходимо законодательно закрепить, что предприятия 1-го и 2-го класса опасности проходят плановые проверки хотя бы один раз в год, а не как прописано у нас сейчас — раз в три года. Кроме того, уверен, что такие проверки должны проводиться при участии общественных институтов, чтобы исключить возможную коррупционную составляющую, — подчеркнул член центрального совета организации Тимур Усманов.

Помимо этого все предприятия требуется оснастить датчиками контроля выбросов и сбросов опасных веществ, данные с которых необходимо собирать в единую федеральную базу. Чтобы в случае превышения показателей информация об этом оперативно обрабатывалась.

В Республике Коми и других регионах ежегодно происходят разливы нефти разного масштаба, однако это не принимают во внимание — значит, система не работает, отметил Сергей Цыпленков.

В конце мая на территории России произошла экологическая катастрофа. В результате разгерметизации резервуара хранения дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске разлилось порядка 20 тыс. т топлива. В итоге оно оказалось в двух реках — Амбарной и Далдыкан. В зоне происшествия объявили режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.

Ущерб экологии, по данным Росприроднадзора, составил около 148 млрд рублей. «Норникель» планирует оспорить эту цифру, подтвердив обязательства ликвидировать последствия аварии за свой счет. В компании заявили, что основные работы по устранению разлива топлива закончат до наступления зимы.