Просьбу европейских партнеров «Газпрома» о снижении налоговой нагрузки на добычу газа для совместных предприятий готовы удовлетворить лишь частично. Минфин предлагает снизить ставку НДПИ только для тех предприятий, которые разрабатывают и добывают газ с глубин более 3300 м, говорится в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс.

С просьбой о снижении НДПИ для совместных проектов «Газпрома» и европейских компаний к премьеру Дмитрию Медведеву обратился председатель правления немецкой BASF Курт Бок, писал «Коммерсантъ». По данным издания, это произошло во время заседания консультативного совета по иностранным инвестициям 16 октября 2017 г. Поручение проработать этот вопрос было направлено в Минфин, Минэнерго и Минэкономики. «Мы уже внесли в правительство соответствующее изменение в закон», – рассказал во вторник заместитель министра финансов Илья Трунин. «Ставка НДПИ для предприятий, которые осуществляют добычу совместно с «Газпромом», будет выше, чем у независимых, но ниже, чем у «Газпрома», – сказал Трунин, уточнив, что это коснется только проектов по добыче газа с глубин более 3300 м.

Возможность снижения НДПИ Медведев объяснил необходимостью сохранить интерес иностранных инвесторов к участию в разработке новых месторождений в России. «Как правило, это крупные проекты, которые требуют огромных вложений. Но для развития экономики и страны в целом важно осваивать новые месторождения, создавать новые рабочие места, поэтому здесь нужно искать баланс», – цитировал слова Медведева «Интерфакс».

Сейчас европейские партнеры «Газпрома» платят НДПИ по такой же ставке, как монополист. Фактически предложенная Минфином поправка в Налоговый кодекс пока коснется только предприятия «Ачимгаз» (по 50% у «Газпрома» и Wintershall, дочернего предприятия BASF), которое создано в 2003 г. для освоения участка 1А ачимовских отложений Уренгойского месторождения (запасы газа здесь оцениваются в 1 трлн куб. м). После выхода на полную мощность из них предполагается добывать до 36,8 млрд куб. м газа в год.

В промышленную эксплуатацию участок Уренгойского месторождения был введен в 2008 г., в 2017 г. на нем планируется добыть около 6,5 млрд куб. м газа. На полку добычи – 9,6 млрд куб. м газа и 2,9 млн т газового конденсата в год – участок предполагается вывести в 2019 г. Разработку второго участка (2А) «Газпром» ведет сам, поэтому налоговые льготы для него не предусмотрены. Также Wintershall владеет 25% участия в проекте разработки участков 4А и 5А Уренгойского месторождения, добычу на которых предполагается начать после 2020 г. В обмен на 38,5% в OMV Norge AS свою долю в проекте (24,98%) получит австрийская OMV. Завершить обмен активами компании планируют в 2018 г.

Не получит уменьшенный НДПИ другое СП «Газпрома», в котором участвуют Wintershall (35%) и OMV (25%), – «Севернефтегазпром». Долю в проекте австрийская компания выкупила у немецкой Uniper за $1,85 млрд в начале 2017 г. «Севернефтегазпром» занимается добычей на Южно-Русском месторождении, но капитальных вложений в разработку оно уже не требует. Кроме того, добыча на нем ведется из газоносных пластов, глубина залегания которых не превышает 1700 м. На проектный уровень добычи в 25 млрд куб. м газа в год месторождение было выведено в 2009 г. Начальные суммарные запасы месторождения оценивались более чем в 1 трлн куб. м газа, с учетом накопленной добычи – около 822 млрд куб. м по категории А + В и 125,2 млрд куб. м по категории В2, пишут Ведомости.

У Wintershall и OMV и так в некотором роде привилегированное положение, «Газпром» мало кого пускает в свои добычные проекты, напоминает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. «Решение Минфина – это своего рода компромисс. С одной стороны, налоговые льготы поддержат интерес европейских партнеров к разработке ачимовских залежей. С другой – потери бюджета от снижения НДПИ на 6,5 млрд куб. м уже имеющейся добычи «Ачимгаза» будут гораздо меньше, чем в случае распространения поправки еще и на Южно-Русское месторождение», – говорит Крутихин.