«Мы оцениваем дополнительные выпадающие доходы от предлагаемого изменения механизма компенсации за поставку на внутренний рынок [нефтепродуктов] от 120 млрд до 190 млрд руб. в год», – рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

В четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было решено скорректировать механизм компенсации нефтяникам за поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, предложено снизить с 56 000 руб. за 1 т до 51 000 руб. Сейчас в законе указано, что если экспортная цена на бензин выше 56 000 руб. за 1 т, государство компенсирует нефтяникам 60% разницы. Но если экспортная цена была ниже этой отметки, нефтяникам самим приходилось доплачивать в бюджет.

«Только в 2018 г. прирост чистой прибыли топ-5 нефтяных компаний составил 1,4 трлн руб., таким образом их итоговая совокупная чистая прибыль за год превысила 2,7 трлн руб.», – говорит Сазанов. Чистая прибыль всех нефтяных компаний сопоставима с поступлениями налога на доходы физических лиц со всей России. 

А если все же Минфину не удастся убедить правительство, то он будет настаивать на 100%-ной компенсации выпадающих доходов бюджета, обещает Сазанов.

С начала января по март из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники заплатили в бюджет более 110 млрд руб., подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Частично, на 25 млрд руб., эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма, говорит он. При принятии закона предполагалось компенсировать компаниям до 60% убытка от поставок на внутренний рынок в 2019 г., однако механизм был настроен так, что за январь – март компенсация составила всего 22,7%, следует из расчетов Vygon Consulting. Зато благодаря сложившейся системе выросла рентабельность АЗС, комментирует президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Сейчас по бензину она превышает 20–25%.

Если цена отсечения для компенсаций будет снижена до 51 000 руб. за 1 т, а цены на топливо останутся на нынешнем уровне, нефтяные компании будут получать 16 млрд руб. в месяц, подсчитал Тыртов. «Это позволит возместить около 50% потерь, возникающих при реализации на внутреннем рынке бензина, – говорит Тыртов. – При росте цен эффект уменьшится и составит 7,5 млрд руб.». Впрочем, корректировка является временным решением, уверен эксперт. По-прежнему компенсации не зависят от ситуации на внутреннем рынке.

«Тема роста цен на топливо является политически чувствительной, и правительство вынуждено лавировать между тем, как оно видит свои социальные обязательства, и обещанием создать четкие правила игры в отрасли», – говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Пока нет консенсуса по довольно сложному вопросу: кто и в какой пропорции должен нести риск, связанный с подорожанием топлива, – компании, бюджет или население, сетует Маринченко.