Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который позволяет компаниям-разработчикам недр на основе соглашений о сервисных рисках (ССР) привлекать операторов для их совместной разработки. Еще по одному соглашению (об управлении финансированием, СФ) оператор получает средства на разработку. Законопроект (N1048788-7) опубликован в электронной базе данных парламента. 

Поручение о разработке данного законопроекта было дано Минприроды еще в 2015 г., его дал на тот момент вице-премьер Александр Хлопонин. Необходимость особых договорных отношений в сфере недропользования министерство объясняло тем, что девять из десяти поисково-разведочных проектов не приводят к коммерческому открытию запасов углеводородного сырья. В итоге для этой отрасли экономики, как ни для какой иной, характерен высокий уровень риска недостижения искомого результата, а модель договорных отношений, закрепленная в Гражданском кодексе, не отвечает рискам и интересам участников рынка. 

Внесенный законопроект вводит в сфере отношений по разработке недр две разновидности договоров о совместной деятельности: соглашение о сервисных рисках и соглашение об управлении финансированием. 

ССР может заключаться между компанией-недропользователем и оператором, который не является пользователем недр. При этом стороны обязуются совместно осуществлять деятельность по разработке недр и в случае начала их добычи, распределять между собой как добытые полезные ископаемые, так и доходы от их реализации. 

"Одна сторона соглашения - оператор - совершает, прежде всего, необходимые фактические действия, направленные на разработку недр, а вторая сторона - пользователь недр - предпринимает усилия по получению, сохранению и продлению права пользования участком недр", - поясняют новую договорную конструкцию авторы законопроекта. 

Для общего решения вопросов может быть создан управляющий комитет, пишет Финмаркет

"Законопроект предусматривает, что сторонами соглашения о сервисных рисках могут быть юридические лица, созданные по российскому праву, а также не исключает возможности вступления иностранных юридических лиц в такие соглашения", - говорится в пояснительных материалах. 

Вторая договорная конструкция - соглашение об управлении финансированием. СФ заключается между инвестором и оператором ССР. То есть соглашение о финансировании является для оператора инструментом по привлечению инвестиций, при этом оно может быть заключено с неограниченным кругом инвесторов. Недропользователь не является стороной СФ и не связан никакими обязательствами с инвесторами. Заключение СФ не является обязательным, так как у оператора могут быть собственные источники финансирования проекта. Уточняется, что соглашение о финансирование может быть заключено в простой письменной форме. 

Как сообщалось, ССР и СФ широко используются в мировой практике при разработке месторождений углеводородов. Российские нефтяные компании на похожих договорных условиях проводят разработку месторождений за пределами РФ и ранее заключали их по английскому праву, в том числе для реализации российских проектов. Разработка данного законопроекта вызвана введением западных санкций против РФ, чтобы в российском законодательстве появились договорные конструкции из международной практики. 

В случае принятия закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Ответственным за представление документа в Госдуме назначен глава Роснедр Евгений Киселев.