Премьер-министр Дмитрий Медведев может поручить Минфину, Минэнерго и другим ведомствам в ближайший месяц внести в правительство проект федерального закона о корректировке налогового маневра. Об этом говорится в проекте протокола к совещанию 18 сентября с премьером, подлинность которого подтвердили четыре человека, знакомые с итогами совещания. Два из них отметили, что протокол не финальный и может еще корректироваться.

В документе, с которым ознакомились «Ведомости», упоминается, что в законопроекте нужно установить логистические надбавки при исчислении обратного акциза на нефть для НПЗ Дальнего Востока, ХМАО, Югры и Кемеровской области. Поправки, в частности, коснутся Хабаровского НПЗ «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова и Комсомольского НПЗ «Роснефти» (их представители не ответили на запросы). Первоначально Дальневосточный федеральный округ не попал в список регионов, которым правительство готово субсидировать стоимость нефти, если та после переработки в бензин и дизельное топливо класса «Евро-5» будет поставляться на российский рынок, рассказывал собеседник, близкий к одному из нефтепереработчиков на Дальнем Востоке.

«Правительство посчитало, что у Хабаровского и Комсомольского НПЗ близко экспортные рынки – и потому в первоначальный закон о завершении налогового маневра регионы не попали», – говорит собеседник. Но теперь ситуацию могут исправить, отмечает он. Установление логистического коэффициента для расчета обратного акциза в отношении производственных мощностей, расположенных в некоторых регионах, еще обсуждается, решения нет, говорит представитель Минфина. Минфин не поддерживает добавление надбавки для НПЗ в указанных регионах – это приведет к выпадению доходов бюджета, тогда как экономическая целесообразность необоснованна, говорит собеседник, участвующий в обсуждении меры.

На топливном рынке Дальнего Востока ситуация очень сложная, сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Остро ощущается нехватка топлива на независимых АЗС: из-за того что через биржу продаются небольшие объемы, сложилась ситуация, при которой биржевые цены и, соответственно, мелкооптовые оказываются выше, чем розничные цены в регионе, говорит Аркуша. Хабаровский НПЗ не продает топливо на бирже, а поставляет на АЗС ННК, продает топливо через площадку лишь Комсомольский НПЗ, отмечает эксперт.

Комсомольский НПЗ способен перерабатывать по 6 млн т нефти в год и поставлять на рынок больше 3 млн т бензина и дизельного топлива, Хабаровский – перерабатывать до 6 млн т, выпуск светлых нефтепродуктов у завода в 2014 г. был 2,6 млн т. Сколько поставляют предприятия на внутренний рынок, а сколько экспортируют – представители компаний не говорят.

НПЗ на Дальнем Востоке находится далеко от основного экспортного европейского рынка, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «В регионе представлено всего два НПЗ, которым необходимо обеспечивать внутренний рынок, в том числе, бывает, и в ущерб собственным экономическим интересам», – рассуждает Полищук. В сумме с большим транспортным плечом для доставки нефти на НПЗ это ухудшает экономику заводов по сравнению с НПЗ в западной части России, где близок европейский рынок и большой выбор ресурсной базы с относительно небольшим транспортным плечом, считает эксперт. Новые меры позволят компании сдержать рост цен на бензин на Дальнем Востоке, считает Полищук.

Но это не все предложения правительства – в проекте протокола к совещанию Медведева также говорится, что Минфин и другие ведомства должны будут увеличить компенсацию нефтяникам за поставку топлив на внутренний рынок с 2019 г. – 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой 50 400 руб. за 1 т бензина и 45 000 руб. за 1 т дизтоплива. Ограничиваться компенсацией за сдерживание роста цен нефтяники не намерены – они хотят более серьезной поддержки от государства в будущем.-