Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко вместе с главами других регионов планирует направить обращение премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой отредактировать распоряжение, утверждающее группы товаров для обязательной маркировки. Региональные власти хотят отсрочить начало маркировки шин и покрышек, поскольку местные производители не успевают в установленные сроки. Мнения экспертов разделились: одни уверены, что серьезных проблем это производителям шин не принесет, другие считают, что маркировка шин нецелесообразна, так как подделывают их редко.

По словам Александра Дрозденко, совместно с другими главами российских регионов, на территории которых есть заводы по производству шин, он планирует обратиться в правительство РФ с целью внести изменения в это распоряжение. Он также добавил, что документ будет подготовлен вместе с Ассоциацией производителей шин. "Необходимо часть продукции исключить из перечня. Понятно, когда речь идет о контрафакте алкоголя или пищевых продуктов. Но для того, чтобы подделать шину, надо построить целый завод. Еще один вариант — разбивка маркировки разных видов продукции на этапы. Начать надо с тех, которые чаще подделывают",— сказал Александр Дрозденко.

Распоряжение "О модели функционирования системы маркировки товаров" Дмитрий Медведев подписал 28 апреля этого года. В документе представлен перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке с декабря 2019 года. Это табачная продукция, духи, одежда, обувь, постельное белье, фотокамеры, шины и покрышки. Каждому товару будет присвоен уникальный цифровой код, защищенный криптографией. Основной задачей маркировки, по задумке федеральных властей, станет снижение количества контрафактной продукции, передает Ъ.

Менеджер по корпоративным вопросам Nokian Tyres Россия Елена Тимохина считает, что сроки, установленные правительством РФ, "абсолютно нереалистичны". "Такой важный для всех отраслей промышленности акт был принят без оценки регулирующего воздействия. Сейчас нет принятого на международном уровне стандарта, который бы позволил вставлять в тело шины высокотехнологичное изделие, способное выдержать вулканизацию. За полтора года внедрить такую систему невозможно", — уверена Елена Тимохина. Она также добавила, что маркировка для шин не предусматривает единого международного стандарта. "Это приведет к удорожанию процесса производства, снизит количество продукции и негативно скажется на экспортных планах",— продолжила Елена Тимохина.

Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева добавила, что если производителям шин придется маркировать продукцию для России отдельно от экспортируемой, то для многих компаний это станет большой проблемой. "Сейчас единого международного стандарта пока нет — он находится на стадии обсуждения. После того как он будет принят, можно вводить его и для России",— считает Надежда Чурмеева.

Генеральный директор ГК "Хорошие Колеса" Олег Мартыненко объясняет, что подделать шины практически невозможно. "Мы ни разу не сталкивались с контрафактом шин и считаем, что вводить на них маркировку нецелесообразно. С какой целью это делается, непонятно",— сказал Олег Мартыненко.

Генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что инициатива производителей шин понятна: они не видят существенных рисков, связанных с подделкой шин, поэтому рассматривают систему маркировки преимущественно с точки зрения дополнительных расходов, что в условиях ограниченного потенциального спроса действительно чревато определенными рисками. "В то же время расходы производителей не будут существенными ни с точки зрения оснащения производственного оборудования (максимум несколько сотен тысяч евро для крупного предприятия), ни с точки зрения расходов на саму маркировку с учетом стоимости шин. Поэтому перенос на несколько лет представляется нецелесообразным в связи с недостаточной обоснованностью",— считает Михаил Бурмистров.