Согласно данным Росстата, промпроизводство в ноябре 2021 года демонстрировало семипроцентный рост в измерении «год к году», и это выше, чем ожидания аналитиков. Уверенно говорить об ускорении роста или даже о его стабильности экономисты отказываются. Понятно лишь, что в ноябре уверенно росли добыча нефти, фармацевтика, лесобумажная промышленность и химия, в инвестиционных отраслях роста не было.

По оценке Росстата, в ноябре 2021 года промпроизводство год к году выросло на 7%, хотя аналитики ожидали заметного замедления его темпов роста (консенсус агентства Reuters — до 5%, а «Интерфакса» — 5,7%) на фоне исчерпания позитивного эффекта базы и затухания внутригодовой динамики. Вероятнее всего, и текущая оценка будет повышена, как это уже традиционно происходит в последнее время (по октябрю она пересмотрена на 0,3 процентного пункта — до 7,4%, а ЦБ уже замечает, что масштабы пересмотров макропоказателей затрудняют принятие решений в отношении текущей денежно-кредитной политики и макрорегулирования). В результате в 2021 году рост промпроизводства, очевидно, заметно превысит прогноз Минэкономики в 4,2%, так как за одиннадцать месяцев он составил 5,2%, превысив показатель соответствующего уровня 2019 года на 2,4%.

Изменения выпуска в промышленности «год к году» малоинформативны в силу сильных искажений, да и сам по себе показатель динамики промпроизводства, особенно в условиях крайне высокой неопределенности (основной фактор, ограничивающий рост выпуска, по данным опросов Росстата), плохо характеризует реальное положение дел в отрасли. Но измерения «месяц к предыдущему месяцу со снятой сезонностью» в прошлом месяце были малоинформативны. «С обработкой ноябрьских данных все сложно. Был короткий карантин плюс добавление одного дополнительного выходного дня. Неизвестно, как это все хорошо учитывать»,— сетует Владимир Сальников из ЦМАКП.

В результате, учитывая дополнительный выходной как рабочий, в ЦМАКП оценили прирост выпуска с учетом сезонности в ноябре по сравнению с октябрем 2021 года в 0,4%, против прироста на 0,6% месяц назад.

По мнению аналитиков центра, влияние календарности в условиях ковидного кризиса сильно ослабло, так как компании адаптировались и в любом случае выполняют свои производственные планы. Эти оценки уже скорректированы на традиционную корректировку Росстата и не содержат крайне волатильных, но не принципиально значимых отраслей. Сам же Росстат повысил оценку прироста выпуска промышленности с учетом сезонности в октябре до 1% с 0,8%, а за ноябрь она составила 0,2%. Соответственные же среднемесячные темпы прироста индикатора в четвертом квартале, по оценке статистиков, составили 0,6% против 0,3% в третьем квартале 2021 года и 1,6% — в четвертом квартале 2020 года, пишет Ъ.

Среди отраслей, обнаруживают в ЦМАКП, «по тренду» уверенно продолжается рост добычи нефти (0,9% к октябрю) при стагнации добычи газа. Заметный нетрадиционный для ноября рост (0,8%) продолжается в пищевой промышленности, что, как и в октябре, по крайней мере отчасти объясняется поздним урожаем. В обработке уверенно продолжают расти лесобумажная отрасль, химия и фармацевтика. Инвестиционные отрасли демонстрируют отсутствие динамики после сильного провала. Производство мебели ушло в заметный минус после перегрева в пиковый «ковидный» период — впрочем, это довольно небольшая по выпуску отрасль, к тому же, связывать происходящее, видимо, стоит не с динамикой рынка жилья, а скорее, как и во многих других некрупных отраслях, с ударной работой в середине 2021 года, несколько переоценивавшей реально достигнутый рост спроса. Отметим, что этот эффект наблюдается скорее в отраслях с относительно невысокой инерционностью и большей гибкостью. Так, запасы готовой продукции в 2021 году остаются в дефиците (впервые с 2000 года).

В это же время инфляционные ожидания промышленности в декабре вновь начали расти.

Возможно усмотреть в происходящем реакцию промышленности на ноябрьские опасения о новом распространении коронавируса — формально это снижение неопределенности, промышленные цены, темпы роста которых ранее снижались, вновь пошли вверх в ожидании усиления проинфляционных факторов. Конъюнктурные опросы промышленников Института Гайдара второй месяц подряд фиксируют снижение оптимизма респондентов, которых в декабре вновь разочаровали объемы спроса, которые остались на уровне ноября. «К концу года баланс оценок спроса потерял 20 пунктов после достижения в августе исторического (всех наших опросов 1992–2012 годов) максимума. Однако удовлетворенность спросом по-прежнему превосходит оценки второго "застойного" десятилетия XXI века»,— отмечает автор исследования Сергей Цухло.

Отметим, что высокие цены в промышленности, как и потребительская инфляция не позволяют ЦБ уверенно фиксировать рост экономической активности, несмотря на повышенную динамику номинальных платежей в ноябре и начале февраля. «Уверенный ноябрьский рост объемов платежей преждевременно ассоциировать с ускорением реального роста экономики»,— заключают аналитики регулятора в свежем мониторинге отраслевых финансовых потоков. Вопрос о том, на каких темпах роста промышленность останется при стабилизации ситуации, остается открытым, так же, как и вопрос о том, как быстро этот стабильный рост упрется в никуда не девшиеся в экономике институциональные барьеры для него.