Отрасль чрезмерно зарегулирована, убежден глава компании Александр Дюков.

"Как отношусь к лицензированию? Мое отношение - отрицательное. Поскольку я считаю, что мы и так уже зарегулировали нефтяную отрасль, и вводить еще один инструмент администрирования и регулирования мне представляется чрезмерным", - заявил А. Дюков журналистам.

Он напомнил, что с одной стороны, правительство регулирует цены на топливо, с другой, "есть демпфер, который не является оптимальным". Также действует "соглашение (о стабилизации цен на топливо), есть возможность повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, соответственно, еще пытаемся ввести пятый инструмент".

"Насколько эффективно эти инструменты работают, мы с вами увидели в первом квартале. Неэффективный демпфер плюс соглашение, которые заставило нас "залить" рынок, привело к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным", - отметил А. Дюков.

Он убежден, что лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов могло быть актуально осенью 2018 года, до того, как заработали демпфирующие механизмы и было подписано соглашение с нефтяниками о стабилизации цен на топливо. "Действительно, на тот момент краткосрочное лицензирование было необходимо. Сейчас мы не видим никакого смысла во введении лицензирования", - заключил глава "Газпром нефти".

Лицензирование рассматривается правительством как инструмент "более мягкого" ограничения экспортных поставок топлива для балансировки внутреннего рынка. Идея заключается в том, чтобы выдавать долгосрочные лицензии каждой из компаний, которая участвует в обеспечении потребностей страны в дизтопливе и бензине. Сейчас данные процессы регулируются соглашениями между НК и правительством, на смену им предлагается ввести квазилицензии.

Единственной сложностью, как отмечал ранее вице-премьер правительства Дмитрий Козак, является потенциальное согласование нововведений с остальными участниками рынкам ЕАЭС. Для этого потребуется минимум один квартал, отмечает Рупек.