Рост оптовых цен на топливо вынудил регуляторов прибегнуть к административным мерам сдерживания котировок. Так, на совещании 24 мая нефтекомпаниям было настойчиво рекомендовано сократить экспорт топлива и перенаправить поставки на внутренний рынок, который сейчас менее привлекателен, чем продажа за рубеж. Одновременно в правительстве работают над увеличением субсидий для внутреннего рынка, которые помогли бы сдерживать экспорт.

Нефтяники по итогам совещания с Минэнерго и ФАС 24 мая пообещали увеличить объем предложения топлива на внутреннем рынке, рассказали источники. Это требование регуляторов вызвано выросшими за последние месяцы оптовыми ценами на топливо. По данным СПбМТСБ, биржевые цены в мае почти достигли уровня ноября 2018 года, когда правительство договорилось с нефтяниками о заморозке оптовых цен.

Как следует из протокола биржевого комитета ФАС от 22 мая, «Роснефть» и «Газпром нефть» не соблюдали поручения вице-премьера Дмитрия Козака об увеличении поставок бензинов на 2% по сравнению с уровнем 2017 года, требования по дизтопливу не выполняли «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. После совещания 24 мая стоимость топлива на бирже стала снижаться: Аи-92, Аи-95, дизтопливо подешевели 27 мая на 0,8%, 1% и 0,2%, до 48,9 тыс. руб., 50,9 тыс. руб. и 47,8 тыс. руб. за тонну соответственно.

В нефтекомпаниях и Минэнерго ситуацию не комментируют. По словам источников, на совещании была достигнута договоренность, что ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» снимут объемы с экспорта и перенаправят топливо на внутренний рынок. «Роснефть» же, которая почти не экспортирует бензин, резко снизила продажи на бирже из-за ремонта на своих НПЗ.

Собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что, если в марте «Роснефть» продавала 40% выпущенного топлива на бирже, то в мае объемы упали до 15%. Хотя даже этот объем соответствует нормативу, такое снижение «взбудоражило рынок». В «Роснефти» заявили, что выполняют нормативы продаж и не поставляют товарные бензины на экспорт, только собственным АЗС за рубежом (по данным компании, в ближнем зарубежье у нее 66 заправок в Белоруссии, Абхазии и Киргизии).

Собеседники сходятся во мнении, что рост экспорта со стороны некоторых нефтекомпаний, а также снижение загрузки части установок НПЗ или переход на выпуск нетоварных продуктов (например, нафты вместо бензина) вызваны тем, что экспортная альтернатива сейчас более привлекательна, чем поставки на внутренний рынок. Теоретически демпфер (механизм субсидирования внутреннего рынка со стороны правительства) должен сдерживать привлекательность экспорта, но пока это не вполне удается. В правительстве уже согласовано решение об увеличении субсидий по демпферу с 1 июля.

Рост цен вызвал беспокойство независимых АЗС, Российский топливный союз написал письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку: «По состоянию на 20 мая биржевые цены на бензин и дизельное топливо на большинстве базисов поставки с учетом логистики достигли или превысили уровень соответствующих индикативных мелкооптовых цен, причем на дальневосточных базисах уровень биржевых цен на дизельное топливо выше индикативных мелкооптовых цен на 8–9 тыс. руб. за тонну». Заправки в ряде регионов терпят убытки, подтвердил глава РТС Евгений Аркуша. Несмотря на рост цен в оптовом звене, в рознице нефтяники держали цены по соглашению с Белым домом, который разрешил повышать их только на уровень инфляции.

Среди прочих причин роста цен было постепенное повышение привлекательности экспортной альтернативы, а также сезонный рост спроса, отмечает старший консультант ценового агентства Argus Сергей Агибалов. Большая привлекательность экспорта обусловлена тем, что цены внутреннего рынка даже с учетом демпфера ниже экспортной альтернативы. Причем, утверждает эксперт, экономика реализации бензина на внутренний рынок для НПЗ в мае даже ухудшилась по сравнению с апрелем.