роснефть.акциз

«Роснефть» выступила с инициативой ввести обратный акциз, который предполагает систему вычетов для компаний, поставляющих нефть на российские НПЗ, которые в свою очередь производят топливо для внутреннего потребления, рассказал в понедельник замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

По словам Молодцова, инициатива прорабатывается «ведомствами в рамках общих направлений налоговой политики и затем будет рассматриваться правительством». «Нам нужно искать решения, которые позволяют нефтеперерабатывающим заводам осуществлять поставку на внутренний рынок. При необходимости находить стимулы для их работы», – отметил он. В правительство этот вопрос на обсуждение еще не поступал, Минэнерго его прорабатывает с ведомствами, говорит представитель вице-премьера Аркадия Дворковича.

Когда поступило предложение в Минэнерго, а также какие отрицательные акцизы «Роснефть» предлагает ввести для НПЗ, непонятно, представители ведомства, а также «Роснефти» на эти вопросы не ответили. 

После начала налогового маневра (резкое снижение пошлин на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов и рост НДПИ) акцизы на высокооктановый бензин класса 5 выросли на 96% до 10 130 руб. за 1 т, а акцизы на дизель подорожали на 56% до 6800 руб. за 1 т, следует из отчетности нефтяных компаний. При этом затраты «Роснефти» на акцизы за три года (с 2013 по 2016 г.) увеличились на 41% до 197 млрд руб. в 2016 г., следует из отчетности компании. «В итоге из-за налогового маневра и падения цен на нефть в 2014–2015 гг. многие НПЗ в России с низким уровнем переработки оказались на грани рентабельности», – говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук (см. врез). С модернизацией некоторых НПЗ «Роснефть» затягивает, говорит он. У компании есть заводы с относительно малой глубиной переработки, которые требуют модернизации. В среднем индекс Нельсона у «Лукойла» и «Газпром нефти» выше, комментирует эксперт. Но «Лукойл» из-за низкой рентабельности может продать свой Ухтинский НПЗ.

Минэнерго в начале апреля признало, что нефтеперерабатывающая отрасль России на фоне налогового маневра требует мер стимулирования, и планировало проработать их. Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин при продолжении маневра, Минфин еще в прошлом году предлагал ввести отрицательные акцизы на нефть: это вернуло бы НПЗ 300 млрд руб. из потерянных 600 млрд руб. То есть при продаже нефти компании будут выставлять НПЗ акциз на нефть, который будет уплачиваться в бюджет, а затем НПЗ смогут получить вычет на сумму акциза, но с повышающим коэффициентом.

Однако сейчас отрицательные акцизы не нужны, считают в Минфине. «Это неправильная мера, которая будет дестимулировать заводы к модернизации», – отмечает директор департамента налоговой таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Фискальные параметры для нефтепереработки настроены так, что чем глубже у НПЗ переработка (выход светлых продуктов), тем больше будет маржа, отмечает он. «Введение отрицательного акциза на тонну переработанной нефти создаст дополнительную маржу НПЗ безотносительно того, какая у него глубина переработки, что дестимулирует модернизацию и, по сути, заморозит технологическую отсталость наших заводов на многие годы вперед», – считает Сазанов.

С введением обратных акцизов те заводы, которые уже модернизировались, исходя из указанных фискальных параметров оказались бы наказаны за свои инвестиции, в то время как неэффективные НПЗ будут все равно поддерживаться, говорит Сазанов. Представитель Минэкономразвития заявил, что предложения в ведомство не поступали, пишут Ведомости.

Идея предоставления отрицательных акцизов на нефть с привязкой к поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок возникла при обсуждении компенсации переработчикам в случае отмены экспортных пошлин, напоминает директор по развитию бизнеса Vygon Consulting Антон Рубцов. Но сегодня целесообразность ее реализации под вопросом, считает он. «Дело в том, что таможенная субсидия НПЗ складывается из разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты и увеличивается с ростом цен на нефть. С 2005 г. государство через таможенную субсидию софинансировало переработку на НПЗ более чем на 10,5 трлн руб. Однако отменить субсидию сейчас без предоставления компенсационных механизмов НПЗ нельзя, это приведет или к дефициту нефтепродуктов, или к резкому росту цен на внутреннем рынке», – рассуждает эксперт.