экспорт нефти в азию

Россия начала пробные поставки нефти в Узбекистан, где через три года планируется запустить совместно с «Газпромом» новый НПЗ на 5 млн тонн. Но для наращивания поставок требуется расширение нефтепроводов через Казахстан, финансовая схема которого пока неясна.

«Транснефть» в пятницу начала прокачку нефти в направлении Узбекистана транзитом через Казахстан по нефтепроводу Омск—Павлодар—Чимкент. Далее сырье планируется транспортировать по железной дороге. Как пояснили в компании, по утвержденному графику объемы составят 30 тыс. тонн в месяц, но могут быть по требованию увеличены до 2 тыс. тонн в сутки (то есть около 60 тыс. тонн) в месяц. В 2018 году, как заявляло руководство АО «Узбекнефтегаз», прокачку планируется довести до 1 млн тонн, но в «Транснефти» пояснили, что техническая возможность по прокачке в этом направлении — около 0,5 млн тонн, так как в остальном труба через Казахстан занята объемами «Роснефти» в направлении Китая (10 млн тонн в год). Источники, знакомые с ситуацией, поясняют, что сейчас в направлении Узбекистана начала поставляться нефть «Газпром нефти». В компании ситуацию не комментируют.

Для обеспечения сырьем своих НПЗ общей мощностью около 11 млн тонн Узбекистан закупает нефть, так как собственной добычи стране не хватает. Из-за дефицита сырья НПЗ работают не на полную мощность и частично по толлинговой схеме. Импортная нефть транспортируется в основном по железной дороге, прокачиваемая по трубопроводу российская нефть получается дешевле, поэтому Узбекистан заинтересован в увеличении объемов. Поставлять в Узбекистан планируется сырье качества Urals, основным поставщиком и в дальнейшем будет «Газпром нефть».

Но, по их словам, вопрос упирается в мощность трубы из России в Казахстан, которую нужно расширять с текущих 10 млн тонн до как минимум 18 млн тонн. В этом случае поставки можно увеличить до 3 млн тонн в направлении Узбекистана, 2 млн тонн готова закупать Киргизия для переработки на узбекских НПЗ. Еще на 3 млн тонн намерена увеличить поставки «Роснефть» в направлении Китая с 2018 года. По словам собеседников “Ъ”, пока источники финансирования расширения трубы в Казахстане неизвестны. Кроме того, с 2022 года Узбекистану потребуются дополнительные объемы нефти для загрузки нового НПЗ в Джизакской области мощностью до 5 млн тонн в год (строит СП «Узбекнефтегаза» с «Газпромом», инвестиции — $2 млрд). Сейчас Узбекистан и Казахстан планируют к 2021 году построить магистральный нефтепровод Чимкент—Джизак на 5 млн тонн, при этом Казахстан собирается поставлять по нему 2 млн тонн в год своей нефти. Впрочем, в российском Минэнерго не ожидают резкого роста поставок нефти в Узбекистан в 2018 году.

Собеседники в отрасли считают, что увеличение поставок нефти может быть одним из шагов России по повышению экономической интеграции и последующему вовлечению Узбекистана в ЕАЭС, в который уже входят соседние Казахстан и Киргизия. В частности, источники напоминают об увеличении закупок узбекского газа «Газпромом» с 2018 года, а также о существенных планах по геологоразведке и добыче в рамках его СП с «Узбекнефтегазом». Директор узбекского негосударственного центра «Билим карвони» Фарход Толипов заявил, что, несмотря на давнее желание Москвы включить Ташкент в экономический блок, узбекские власти по-прежнему не готовы к такому шагу. «Появление новых возможностей для экспорта углеводородов следует рассматривать только с точки зрения нормальных взаимовыгодных отношений,— сказал господин Толипов.— Я не вполне разделяю представление о каких-то более крупных геополитических мотивах, стоящих за этим».