В 2017 г. мировой рынок 3D-печати превысил $8,4 млрд, на Россию пришлось менее 1,5%, по оценке The Boston Consulting Group (BCG). По ее прогнозу, в среднесрочной перспективе глобальный рынок будет увеличиваться на 30% в год и к 2021 г. превысит $15 млрд. Внедрению технологий будет способствовать снижение их стоимости.

3D-принтеры, работающие с пластиком, за последние пару лет уже подешевели в десятки раз и сейчас стоят $4000–5000, отмечает руководитель проектов BCG Артурс Смилкстиньш. Особенно перспективным для применения 3D-принтеров BCG считает автопром, а также здравоохранение и аэрокосмическую отрасль – на них в 2020 г. будет приходиться половина мирового рынка 3D-печати. В России трехмерную печать в производственных процессах используют около 200 компаний разных отраслей, по оценке BCG.

Глобальная тенденция затронула и российский автопром. Основные преимущества трехмерной печати в автомобилестроении – возможность изготовления деталей практически любой формы и длины, обеспечение более эффективного и доступного способа изготовления оснастки, деталей прототипа или компонентов при более низких объемах, персонализированных автозапчастей или специализированных деталей, перечисляет Смилкстиньш.

В России 3D-принтеры уже используются на автозаводах альянса Renault-Nissan. С их помощью петербургский завод Nissan сэкономил в 2017 г. около 1 млн руб., сообщила компания. 3D-принтер предприятие не покупало, а получило, как и другие европейские автозаводы, в рамках корпоративной программы Nissan, поясняет представитель компании. На нем печатаются приспособления для сборки автомобилей – для калибровки дверей, фар, датчиков, говорит он. Печатать автокомпоненты компания не планирует. «Завод не является производителем автокомпонентов, мы производим автомобили, устанавливая различные детали. Технологию 3D-печати используем для улучшения процессов производства автомобилей», – объясняет представитель Nissan.

На московском заводе партнера Nissan по альянсу – Renault – 3D-принтеры применяются для создания защитных элементов используемых инструментов. Оценочная выгода превышает 1 млн руб. в год, говорит представитель Renault.

На автозаводах Ford Sollers с помощью 3D-принтеров печатаются пластиковые заглушки, защитные панели, также используемые на сборочных конвейерах, рассказывает представитель компании. Печать автокомпонентов в России не планируется. Сколько компания сэкономила с помощью 3D-принтеров, представитель Ford Sollers не пояснил. Но суммарная экономия от использования 3D-печати и других инноваций составила в прошлом году около $1,5 млн. 

Отечественные автопроизводители также имеют 3D-принтеры, отмечает BCG. Группа ГАЗ, по словам ее представителя, использует их в прототипировании деталей машин: «Это позволяет увеличивать скорость разработки продуктов». Размер экономии он не раскрыл, пишут Ведомости.

Если российские автозаводы и начнут печатать на 3D-принтерах комплектующие, то не в ближайшее время, считает Смилкстиньш. Одна из причин этого – необходимость значительных инвестиций при высокой неопределенности их окупаемости. Кроме того, имеющиеся мощности по выпуску автомобилей в России избыточны (около 55–60% загрузки) и их дозагрузка более приоритетна для сокращения удельных затрат производителей, отмечает эксперт. Использование 3D-печати востребовано в тех областях, где при небольших объемах производства высока сложность детали, а автопром, напротив, является индустрией больших объемов, добавляет Смилкстиньш. 

«Мы видим возможность применения 3D-печати и в других направлениях машиностроения в России, – продолжает Смилкстиньш. – Например, для печати редких деталей, которые уже не производятся, при этом являются критичными для работоспособности тех или иных компонентов». Общий объем 3D-печати в России пока невелик и для его масштабного применения нужно, прежде всего, пересмотреть технические стандарты и внедрить сертификацию продукции, созданной с помощью трехмерной печати, чтобы повысить доверие к ней со стороны покупателей, советует BCG.