В рамках выставки «Химия-2003» прошла научно-практическая конференция «Химический комплекс РФ в преддверии присоединения России в ВТО». Организатором конференции выступил НИИТЭХИМ. Среди участников конференции были чиновники, представители крупных компаний и экономисты.

Всемирный рынок

Всемирная торговая организация регулирует свыше 90% мировой торговли товарами и услугами. В настоящее время членами ВТО являются 149 стран, среди них четыре страны СНГ: Киргизия, Грузия, Молдова и Армения. Россия, по словам главы минэкономразвития Германа Грефа, может вступить во ВТО уже в 2005-2006 годах.

Для вступления в организацию России необходимо изменить свои законы и практику регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с принципами организации. На конференции «Химический комплекс РФ в преддверии присоединения России в ВТО» с докладами, разъясняющими особенности будущего законодательства, выступила госпожа Терентьева, заместитель начальника отдела управления стандартизации Госстандарта РФ, а также госпожажа Богданова, заведующий отделом проблем интеллектуальной собственности ОАО «НИИТЭХИМ».

Члены ВТО имеют право защищать внутреннее производство от иностранной конкуренции с помощью таможенных тарифов, но страны берут на себя обязательство не повышать пошлины. Вступление России в ВТО будет означать прекращение дискриминации на внешних рынках, однако нашей стране придется открыть двери и иностранным компаниям. О проблемах, возникших в ходе переговоров процесса о присоединении России к ВТО, рассказала Е.Данилова, руководитель департамента многостороннего сотрудничества минэкономразвития РФ.

Российская химия в преддверии вступления в ВТО

С докладом о состоянии химического комплекса РФ выступил В.Иванов, президент Российского союза химиков. Химическая промышленность в России является одной из ведущих отраслей: на предприятиях отрасли сосредоточено 8% основных фондов и производится 5,8% промышленной продукции. Они обеспечивают около 6% общероссийского объема валютной выручки. Участники конференции выделили два этапа развития отрасли в период перехода на рыночные отношения: до кризиса 1998 года и после него. На первом этапе химическая промышленность пережила приватизацию и затяжной кризис. После 1998 года стали намечаться позитивные тенденции: с 1999 по 2002 год объем производства продукции увеличился в 1,5 раза, уровень мощностей повысился почти на 24%, инвестиции в отрасли возросли на 31%. Основными факторами, обеспечившими позитивные изменения комплекса стали рост спроса на продукцию, повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции, наличие резерва мощностей, благоприятная конъюнктура внешнего рынка.

Однако затем рост замедлился, удельный вес убыточных предприятий только в 2002 году повысился на 43%. Темпы роста были следующие: 1999 года — 121,7%, 2000 — 114,3%, 2001 — 106,5%, 2002 — 101,6%. В первом полугодии 2003 года индекс физического объема промышленного производства в химического отрасли составил 104,6% к соответствующему периоду 2002 года.

По мнению НИИТЭХИМ, основными факторами, оказавшими существенное влияние на емкость и структуру внутреннего рынка, являются снижение объемов производства в химикоемких отраслях промышленности, разрушение связей с бывшими республиками СССР и Восточной Европы, низкое качество и ограниченная номенклатура химических товаров, неразвитость рынков, низкий уровень рекламы и неэффективная государственная политика.

Объем внешнеторгового оборота продукции химической и нефтехимической промышленности России в 2002 году составил 9483,7 млн долларов (для сравнения: в 2001 году 8749,7 млн долларов), из них 5552,9 млн долларов — экспорт, таким образом, доля экспорта в товарообороте составила 58,6%. В структуре экспорта преобладают минеральные удобрения, а также крупнотоннажные продукты неглубокой степени переработки и те, которыет используют в основном в качестве сырья для изготовления конечной химической продукции. Высокая доля экспорта в структуре совокупного спроса на продукцию отрасли обусловлена низкой платежеспособной емкостью внутреннего рынка. В структуре экспорта химической продукции 85% занимают страны дальнего зарубежья, в том числе около 30% экспорта приходится на страны Западной Европы.

При этом в структуре импорта преобладают наукоемкие продукты с высокой стоимостью обработки — красители, химикаты-добавки для производства полимерных материалов, изделия из пластмассы, фотохимия.

Плюсы и минусы

Участники отметили как положительные моменты вступления России в организацию, так и возможные негативные последствия. Присоединение России к ВТО расширит возможности российских экспортеров в защите своих прав в случае протекционистских мер, приводящих к ограничениям рынков сбыта и к финансовым потерям. Однако отмеченный положительный эффект будет нивелирован в связи с тем, что гармонизация импортного тарифа ослабит защиту от неблагоприятного импорта и будет способствовать дальнейшей интервенции зарубежной продукции, для производства которой в России имеются собственные мощности, сырьевые и трудовые ресурсы. В результате ухудшатся позиции предприятий на внутреннем рынке.

Запас тарифной защиты, заложенный в предложениях российской стороны на переходный период, еще до присоединения к ВТО будет исчерпан вследствие высоких темпов удорожания товаров и услуг естественных монополий.

Эффективность как экспорта, так и производства химических и нефтехимических предприятий будет определяться конкурентоспособностью производимой продукции. Это, с одной стороны, невыгодно российским производителям, так как качество их продукции часто ниже, чем у конкурентов, с другой стороны, должно подстегнуть производителей к модернизации и развитию производства. О мерах защиты российских производителей химической и нефтехимической продукции от неблагоприятного импорта рассказала заместитель руководителя департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка минэкономразвития О.Шишаева.

Принять меры

От лица крупных российских компаний о мерах, предпринимаемых корпоративными структурами и предприятиями химического комплекса РФ для подготовки к работе в режиме ВТО, рассказали В.Байбурский (вице-президент АК «Сибур»), С.Комаров (директор по развитию ЗАО «Лукойл-Нефтехим», Б.Левин (генеральный директор ОАО «НИУиФ», "Фосагро"). По результатам конференции был разработан проект рекомендаций для ускорения процесса вступления в ВТО. Необходимо разработать программу действий в области производства. В настоящий момент готовится новая программа развития химической отрасли до 2010 года. О промежуточных результатах «Концепции развития химического комплекса до 2005 года» вы можете прочитать в новом выпуске The Chemical Journal.

В области производства участники конференции предложили государству усилить регулирующую роль в политике формирования и установления цен и тарифов на продукцию естественных монополий, принять комплекс законодательно-правовых мер для предупреждения и недопущения преднамеренного банкротства предприятий и институтов. На уровне правительства предложено принять стимулирующие меры по значительному расширению платежеспособной емкости внутреннего рынка химической продукции и создать бюджет развития для модернизации производственно-технологического потенциала отраслей. Для развития отрасли необходимо финансирование инновационных проектов, решающих проблемы импортозамещения, и активизировать процесс формирования и развития в химическом комплексе вертикально-интегрированных структур.

Для вступления ВТО в области научно-технической деятельности должны быть приняты меры по организации сертификации химической продукции, а также необходимо ускорить утверждение правительством целевой программы «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002-2006 годы». Об этом говорили в своем докладе «Меры по восстановлению и развитию научно-технического потенциала химического комплекса РФ для инновационного обновления предприятий отрасли» П.Стороженко, генеральный директор ФГУП ГНЦ РФ «ГНИИХТЭОС», и С.Иванчев, член-корреспондент РАН.

Производители экспортной продукции на конференции сообщили об отстаивании на переговорах о присоединении России к ВТО права действия более низких внутренних цен на энергоресурсы по сравнению с ценами мирового рынка, а также об усилении воздействия государственных структур на ослабление протекционистской политики ряда стран в отношении российских химикатов.

Для защиты интересов российских производителей от воздействия неблагоприятного импорта нужно принять законы «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».