В конце июля 2010 года компании ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips и Shell обнародовали проект создания новой системы защиты от нефтяных разливов NCS (New Containment System). Это произошло на фоне отчаянной и в тот момент еще безрезультатной борьбы BP с последствиями аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе.

Четверка спасателей

Проект NCS, заявленный крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями, предполагает создание и развертывание службы оперативной ликвидации разливов нефти, включая ее локализацию и сбор, на случай новых выбросов углеводородов из глубоководных скважин в Мексиканском заливе. Организационной основой проекта станет некоммерческая организация Marine Well Containment Company (MWCC). Начальный этап финансирования MWCC будет осуществляться компаниями-основателями на паритетных началах, затем дополнительными ежегодными взносами других участников в случае их присоединения к проекту.

NCS может быть мобилизована на месторождении в течение нескольких дней, работать на глубине более 3000 м, на скважинах самой разной конфигурации, при любой погоде и собирать до 100 тыс. баррелей нефти в сутки, в том числе при интенсивности и объеме выхода нефти, превышающих текущий выброс. Ключевым звеном проекта станет специально спроектированное оборудование по подводной локализации разлива, связанное манифольдами, муфтами и водоотделяющими колоннами для соединения с судами, которые будут использоваться для хранения и выгрузки собранной нефти. Предполагается также создать мини-флот быстрого реагирования: суда-нефтесборники будут перерабатывать, хранить и перекачивать нефть в танкеры-челноки для ее последующей транспортировки на берег и переработки. Спасательные команды будут обеспечивать регулярное техническое обслуживание, диагностику и эксплуатационную готовность установок и подводных модулей.

Чтобы реализовать свою инициативу, "большая четверка" готова выделить $1 млрд на первый этап финансирования программы, также группа сообщила, что будет наращивать инвестиции по мере завершения проекта. Выйти на новый уровень обеспечения безопасности компании готовы в самые короткие сроки: к началу 2011 года для системы будет поставлено имеющееся в настоящее время оборудование, а изготовление нового займет не более полутора лет.

Shell, Chevron, ConocoPhillips и ExxonMobil представили концепт разрабатываемой ими новой системы безопасности ключевым должностным лицам администрации США. "Нам, как отрасли, необходимо восстановить доверие американского общества и показать, что мы в состоянии производить энергоносители, обеспечивая при этом безопасность и действуя ответственно в вопросах охраны окружающей среды",— объясняет инициативу "четверки" президент Shell Oil Company Марвин Одум.

ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips и Shell, заявившие о реализации проекта NCS, мотивированы прежде всего экономически. Мексиканский залив дает примерно треть потребляемой США нефти (около 5 млн бар/сут), и каждой из компаний принадлежит в этом объеме значительная доля.

"Инициатива нефтяных гигантов, что называется, назрела,— говорит руководитель программы WWF по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников.— На заседании конгресса США, куда были приглашены первые лица ведущих энергоконцернов, прозвучали заявления, что и другие нефтекомпании, работающие в Мексиканском заливе, оказались бы в такой же беспомощной ситуации, как и BP сейчас, случись такой разлив на их скважинах".

По мнению Грега Борна, менеджера по бурению, а впоследствии регионального президента ВР по Латинской Америке и Австралии, "Мексиканский залив — это место сосредоточения лучших в мире инженеров и инфраструктуры для ликвидации последствий аварий, включая флот, авиацию, контрольное оборудование и необходимые производственные мощности. Но даже здесь оказалось исключительно трудно реагировать на происшедшую катастрофу".

Политический мораторий

В связи с аварией на скважине BP, ставшей крупнейшей экологической катастрофой в истории нефтяной индустрии США, Барак Обама ввел мораторий на шельфовые проекты как минимум до ноября 2010 года.

Кроме того, было приостановлено разведывательное бурение в двух районах у побережья штатов Аляска и Виргиния, а также на 33 скважинах в Мексиканском заливе. Президент Обама также пообещал выработать новые, более жесткие нормы регулирования работы нефтяников на шельфе, однако за этим заявлением не последовало конкретных шагов. По мнению замгендиректора Центра изучения мировых энергорынков Института энергоисследований РАН Вячеслава Кулагина, во введенном моратории больше политического, а не экономического смысла.

Временная остановка добычи в Мексиканском заливе, считает господин Кулагин, не приведет и к существенному дефициту и повышению цен, чем принято спекулировать в последнее время: "Это бы произошло в 2008 году на пике цен и потребления, но только не сейчас, когда после кризиса и падения спроса на рынке достаточно мощностей для наращивания добычи... В Новом Орлеане судья Мартин Фельдман счел незаконным запрет на бурение в водах штата Луизиана. Администрация США тут же решила опротестовать это решение, а потом выяснилось, что Фельдман делал инвестиции в восемь топливных компаний, в том числе в группу Transocean, которой принадлежит Deepwater Horizon, управлявшаяся BP. Но позже и апелляционный суд отказал в возобновлении запрета на мораторий".

"Очевидно, что в ближайшее время запрет на работу в Мексиканском заливе будет снят — уже сейчас в конгрессе США ведутся разговоры о том, чтобы отменить мораторий для отдельных наиболее безопасных месторождений в заливе. Но в любом случае компаниям предложат новые правила — более жесткие и регламентированные, к чему они и готовятся",— говорит Алексей Книжников из WWF.

Русское мелководье

В Shell уточняют, что учредители СП готовы к диалогу с другими операторами и нефтегазовыми предприятиями о возможностях сотрудничества не только в Мексиканском заливе, но и в других регионах мира. "Четверка" будет поощрять присоединение новых партнеров к проекту, при этом компании, не принимающие участия в создании системы локализации утечек, будут иметь возможность заключить договор на предоставление услуг по ликвидации аварий. К альянсу уже присоединилась Statoil. Спустя неделю после заявления о создании MWCC президент норвежской компании Хельге Лунд направил мейджорам письмо с пожеланием Statoil войти в их клуб. "Необходимо серьезное и своевременное рассмотрение этих вопросов, с тем чтобы восстановить доверие общественности к нефтегазовой промышленности",— писал он. Свой интерес к проекту не замедлила выразить и французская Total.

Понятно, что новая система безопасности сейчас наиболее актуальна для BP, однако британская компания не вошла в консорциум. "Мы поставили BP в известность о нашей инициативе и будем приветствовать ее участие в качестве партнера",— говорят в Shell. "Возможно, позднее мы рассмотрим вопрос о присоединении к этой инициативе. В настоящее время все наше внимание сосредоточено на ликвидации последствий аварии и восстановлении Мексиканского залива",— пояснили «Коммерсантy» в центральном офисе BP.

Оборудование по локализации глубоководных выбросов нефти в Мексиканском заливе вряд ли будет в ближайшее время востребовано на российском шельфе. В России другое правовое поле, экономика и характеристика месторождений. К примеру, глубины, на которых ведутся работы, несравнимы. "На наших проектах технологически легче обеспечить безопасность,— объясняет старший аналитик ИФК "Метрополь" Алексей Кокин.— Например, Каспий — это явно не то место, где стоит применять сверхтехнологии: они станут ненужной перестраховкой".

Скважина BP, пробуренная с платформы Deepwater Horizon, достигает глубины 1500 м, а шельфовые проекты на Балтике являются мелководными — глубина около 30 м, в Охотском море этот показатель достигает 50 м, а для Штокмановского проекта — 340 м, и он является самым глубоководным. "Совершенствование стандартов и требований к нефтегазовой инфраструктуре — это общемировой тренд... Говорить о высоких рисках реализуемых в РФ проектов оснований нет",— полагает Вячеслав Кулагин.

Компания «Креон» приглашает Вас принять участие в III Международном Форуме «Полимеры России 2010», который состоится 7 октября 2010 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Получить более подробную информацию о мероприятии Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 797-49-07 или по e-mail: org@creon-online.ru.