газовозы

«Совкомфлот» вне тендерной процедуры получит контракты на еще четыре газовоза Arc7 для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2». Контракты с верфью «Звезда» будут подписаны летом, строительство будет финансировать ВЭБ по механизму лизинга. Таким образом, «Совкомфлот» будет эксплуатировать пять газовозов, считая головной. Сколько судов НОВАТЭК закажет в рамках уже объявленного тендера, по-прежнему неясно. По оценке аналитиков, компания теоретически может вывезти весь свой СПГ, в том числе загрузив хаб на Камчатке, без строительства дополнительных газовозов.

«Совкомфлот» и «Звезда» могут летом подписать контракт на строительство еще четырех газовозов для вывоза сжиженного газа с проекта «Арктик СПГ 2», рассказали источники в отрасли. Также компания должна заключить долгосрочный тайм-чартерный контракт с НОВАТЭКом, уточняют они. Четыре газовоза верфь должна сдать в эксплуатацию до 2025 года. В «Совкомфлоте» и НОВАТЭКе отказались от комментариев. В «Роснефти», курирующей «Звезду», на запрос “Ъ” не ответили.

Контракт на пилотный газовоз между верфью и судоходной компанией был заключен в апреле, также «Совкомфлот» и НОВАТЭК подписали договор фрахтования судна на 25 лет. Судно должно быть сдано до конца 2022 года и пройти ледовые испытания не позднее апреля 2023 года. Таким образом, сдача судна синхронизирована с вводом первой линии «Арктик СПГ 2». 

Один из собеседников отмечает, что решение о строительстве еще четырех газовозов не в рамках объявленного НОВАТЭКом тендера, а по прямому контракту было принято по предложению вице-премьера Юрия Борисова. Это позволило снизить цену на пилотный газовоз. Финансировать строительство судов будет ВЭБ по механизму лизинга. В ВЭБе отказались комментировать «сделки, находящиеся на рассмотрении», но напомнили, что уже сотрудничают с «Совкомфлотом» и НОВАТЭКом, в том числе по строительству судов на «Звезде» по лизинговой схеме.

Расчетная стоимость строительства 15 газовозов Arc7 на «Звезде» составляет порядка $5 млрд. Предполагается, что государство будет субсидировать верфи стоимость судов, но не более чем на 20% относительно цены в Южной Корее. Минпромторг в подготовленном проекте постановления правительства оценивал стоимость строительства газовоза на «Звезде» в $375,6 млн при цене работ в Южной Корее в $324,4–330 млн. В министерстве сообщили, что в настоящее время завершается процесс согласования этого документа.

Количество Arc7 прямо влияет на планы НОВАТЭКа по запуску перегрузочного хаба на Камчатке, которые подразумевают, что к 2025 году будет обеспечена круглогодичная навигация на восточной части Севморпути. В «Совкомфлоте» и оперирующем атомными ледоколами «Атомфлоте» (входит в «Росатом») сомневаются в столь скором начале круглогодичной навигации, поскольку для достижения коммерческой скорости газовоза в 10–12 узлов зимой потребуется ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт — первое такое судно планируется к сдаче только в 2027 году. С другой стороны, если НОВАТЭК не будет ходить на восток зимой, а станет перегружать газ только в Мурманске, ему будет достаточно уже построенных 15 газовозов Arc7 для проекта «Ямал СПГ», говорят собеседники.

При этом по-прежнему неясно, будет ли действительно построено 15 газовозов или меньшее количество. В начале апреля глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон говорил, что часть газовозов будет заказана в ближайшее время, «а с окончательным количеством мы будем определяться в конце года». По словам собеседников, в объявленном НОВАТЭКом тендере планируют участвовать судоходные компании NYK, MOL и, возможно, Dynagas. Канадская Teekay отказалась выходить на конкурс из-за санкционных рисков, добавляет один из источников. На даже заявившиеся иностранные компании, возможно, не станут заказывать суда или выставят верфи очень жесткие условия. Если в итоге будет заказано меньше 15 судов, то стоимость каждого отдельного газовоза вырастет, подчеркивает собеседник.

Однако глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев считает, что 20 газовозов Arc7 (15 с проекта «Ямал СПГ» и еще пять заказанных «Совкомфлотом» на «Звезде») позволят НОВАТЭКу круглогодично ходить на восток и обеспечить заявленный объем перевалки камчатского хаба в 21,7 млн тонн в год при длительности кругового рейса в 25 дней. На западном направлении НОВАТЭК может использовать суда более низкого ледового класса Arc4 и Ice 2 (компания получила такое разрешение правительства для 11 судов), чего будет достаточно при длительности кругового рейса в 12 дней, полагает эксперт.