Нехватка нефтепроводов уже сдерживает сланцевый бум в США, поэтому некоторые участники отрасли стремятся предотвратить возникновение нового препятствия – дефицита мощностей для экспорта нефти.

Поставки сырой нефти из США сильно выросли с тех пор, как три года назад конгресс снял запрет на ее экспорт. По данным S&P Global Platts Analytics, в сентябре он превысил 2,1 млн баррелей в день и может в ближайшие два года достичь 4 млрд баррелей.

Но порты США плохо приспособлены к увеличению экспорта. Лишь один из них способен принимать гигантские танкеры типа VLCC грузоподъемностью до 2 млн баррелей, используемые для транспортировки нефти в Азию и Европу. Поэтому некоторые компании, включая сырьевого трейдера Trafigura и строящую трубопроводы Enterprise Products Partners, планируют построить новые или расширить нынешние терминалы, чтобы они могли принимать более крупные корабли. «Необходимы более эффективные способы загружать нефть на побережье Мексиканского залива», – говорит Кевин Джеббитт, который руководит торговлей нефтью в Trafigura. Его компания попросила разрешения на строительство порта возле Корпус-Кристи, штат Техас.

Строительство терминалов может обойтись более чем в $1 млрд, и некоторые эксперты сомневаются, что все предлагаемые сооружения будут пользоваться спросом в долгосрочной перспективе. Поэтому заинтересованные в их строительстве компании стремятся завершить проекты как можно скорее, чтобы гарантировать себе успех.

Нефтедобыча в США недавно превысила 11 млн баррелей в день, во многом это произошло благодаря разработке сланцевого месторождения Permian Basin в Техасе и Нью-Мексико. Но нехватка мощностей нефтепроводов привела к снижению цен на нефть в регионе и вынудила некоторые компании прекратить бурение. Стоимость барреля нефти там в августе была на $23 ниже, чем в нефтяном хабе в Хьюстоне, поскольку отсутствие нефтепроводов увеличивает издержки на транспортировку нефти. С тех пор спред сократился примерно до $10, согласно S&P Global Platts Analytics. По ее оценкам, из-за дефицита нефтепроводов добыча в Permian к концу года будет на 400 000 баррелей в день меньше, чем могла бы быть.

Ситуация должна улучшиться в 2019 г., когда появятся новые трубопроводы для перекачки нефти на побережье Мексиканского залива для последующего экспорта. Экспорт нефти может вырасти в два с лишним раза в следующем году, прежде чем мощности имеющейся и запланированной инфраструктуры окажутся перегружены, прогнозирует S&P Global Platts Analytics. Но ситуация может осложниться раньше – наращиванию поставок помешает загруженность доков и водных путей, предупреждают экспортеры. Кроме того, большинство из них недостаточно глубокие, поэтому порты не могут принимать танкеры типа VLCC. Исключение – порт LOOP в штате Луизиана, но он используется в основном для импорта нефти.

Поэтому компаниям приходится использовать менее крупные корабли, чтобы в море перегружать нефть с них на гигантские танкеры. Согласно E.A. Gibson Shipbrokers, такая перевалка с корабля на корабль стоит от $700 000 до $1 млн за погрузку.

«Мощности уже почти достигли максимума», – отмечает главный экономист Trafigura Саад Рахим. 

Компания Tallgrass Energy в этом году объявила о планах построить терминал около Нового Орлеана, чтобы принимать небольшие суда к 2020 г. Она также думает расширить его, чтобы к концу 2021 г. туда могли заходить и гигантские танкеры. В отличие от других предлагаемых проектов нефть туда будет поступать по трубопроводам не из Permian Basin, а из нефтехранилищ Кушинга, штат Оклахома, куда поставляется нефть WTI. По словам Джейсона Ривза из Tallgrass Energy, это выгоднее, чем тоже пытаться экспортировать сланцевую нефть: «Будет не так много конкуренции».

Компания Enterprise предложила построить терминал для загрузки гигантских танкеров на шельфе Мексиканского залива к югу от Хьюстона. Но другие предлагают расширять уже существующие объекты, пишут Ведомости.

Многие специалисты ожидают, что в итоге будут построены лишь некоторые из предложенных терминалов, способных принимать танкеры типа VLCC. «Хороший ли это бизнес? Да, конечно. Но я думаю, что львиная доля рынка достанется тому, кто сделает это первым», – говорит Хорхе Пиньон, эксперт по энергетике из Техасского университета в Остине.