На мировом нефтяном рынке произойдут «колоссальные изменения», говорится в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА) до 2024 г.: США могут стать вторым по величине экспортером нефти в мире, опередив Россию и лишь немного уступая лидеру – Саудовской Аравии. Российские же нефтяники уже через два года могут выйти на пик добычи, после чего начнется падение производства нефти.

Вторая сланцевая революция

Добыча нефти в США продолжит расти в среднесрочной перспективе, прогнозирует МЭА. «После беспрецедентного 2018 года, когда общий объем производства жидких углеводородов в США вырос на рекордные 2,2 млн барр./сутки, к 2024 г. мы прогнозируем, что на США будет приходиться 70% прироста мировых производственных мощностей, что добавит в общей сложности 4 млн барр./сутки», – говорится в обзоре.

А уже через четыре года страна может стать нетто-экспортером нефти и нефтепродуктов: экспорт превысит импорт на 0,8 млн барр./сутки, валовой экспорт достигнет 9 млн барр./сутки. При этом США обгонят по экспорту нефти Россию и будут отставать от Саудовской Аравии всего на 1 млн барр./сутки. Увеличение экспорта США способствует стабильности на глобальном рынке нефти, считают эксперты МЭА. Успех американских производителей они объясняют новой сланцевой революцией. «Наступает вторая волна американской сланцевой революции, – заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бирол. – Это потрясет международные потоки торговли нефтью и газом и будет иметь серьезные последствия для энергетической геополитики».

Производство нефти в США растет последние годы благодаря применению новых технологий в разработке сланцевых месторождений и росту цен на нефть. В 2015 г. власти сняли запрет на экспорт нефти, который действовал 40 лет.

Мнения о второй сланцевой революции в США справедливы, поскольку цены на нефть стабилизировались, американские компании значительно повысили эффективность инвестиций, научились бурить быстрее и дешевле, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. «Речь идет о крайне конкурентной среде, приводящей к существенному снижению издержек и росту эффективности, все эти изменения привели к коренному перелому в отрасли, но плохо поддаются прогнозированию», – отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Американские компании продолжат бурить больше с помощью одной установки и добывать больше нефти из одной скважины, но отрасль по-прежнему будет чувствительно реагировать на изменение цен на нефть, добавляет он.

По словам Корнилова, США продолжат наращивать добычу при текущих ценах на нефть, начнут выходить на новые рынки и теснить других производителей. «Здесь может быть определенная угроза для рыночной доли России, –указывает эксперт. – Сложно сказать, на какие рынки с российским участием пойдут США изначально, но наиболее логичный вариант – Латинская Америка и страны АТР».

Пик добычи через два года

Россия с 2017 г. сдерживает добычу нефти, так как участвует вместе с ОПЕК и рядом не входящих в картель стран в соглашении об ограничении добычи нефти. Если оно не будет продлено до конца 2019 г., то у России есть шанс восстановить добычу во втором полугодии и довести ее до нового рекорда в 11,8 млн барр./сутки к 2021 г., прогнозирует агентство. Увеличение производства будет обеспечено вводом новых месторождений «Роснефти», а также добычей газового конденсата с Мессояхского и Куюмбинского месторождений и с проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», отмечается в докладе. Но после этого МЭА ожидает падения добычи на зрелых месторождениях, что приведет и к постепенному снижению общей добычи до 11,6 млн барр./сутки к 2024 г.

России необходимо увеличивать добычу нефти в первую очередь за счет налоговых стимулов, считает аналитик АКРА Василий Танурков: «Сейчас это налог на добавленный доход, который постепенно будет вводиться. Он позволит разрабатывать более сложные месторождения, старые месторождения».

Спрос обеспечит Азия

На фоне роста добычи спрос на нефть, по прогнозам МЭА, будет нестабильным: в 2019 г. он замедлится, к 2022 г. возрастет на 1,2 млн барр./сутки, а в 2023 г. снова снизится менее чем до 1 млн барр./сутки.

В 2018 г. рост спроса составил 1,4 млн барр./сутки, следует из доклада. Всего к 2024 г. потребление нефти может увеличиться почти на 6 млн барр./сутки до 106,4 млн барр./сутки, прогнозирует МЭА. Основными рынками сбыта для экспортеров нефти станут Китай и Индия, нефтехимический сектор, а также растущий спрос на авиатопливо, отмечают Ведомости.

Кроме США поставки нефти на мировые рынки увеличат страны, не входящие в ОПЕК, – на 6,1 млн барр./сутки до 68,7 млн барр./сутки. Основными поставщиками в ближайшие пять лет будут Бразилия, Норвегия и Гайана. Это должно компенсировать спад производства в Иране и Венесуэле, а также снижение добычи из-за нестабильной ситуации в Ливии. Эти события для энергетической безопасности значительны и могут иметь долгосрочные последствия, заключают эксперты МЭА.